»В поисках чудодейственных трав

В поисках чудодейственных трав

В поисках чудодейственных трав
Думаю, многие из нас не отказались бы обрести суперсилу, какой, например, наделены герои известных комиксов и мультфильмов. Мечты о сверхъестественном могуществе идут из прошлого, они возникли уже очень давно. Наши предки полагали, что вовремя собранные травы могут одарить человека самыми разнообразными способностями. И никакой радиации, разве что с нечистой силой придётся побороться…

Основой целебных и чародейных растений на Руси традиционно считались ивановские травы, собранные в ночь накануне празднования Ивана Купалы.

Само торжество названо в честь Иоанна Крестителя, но корнями оно уходит в древние языческие традиции. Сбор трав, вероятнее всего, также происходит от них, хотя многие из растений даруют защиту от вполне себе христианской нечисти.

Вот плакун-трава, заставляющая плакать бесов и оттого получившая свое название. Также помогает в поисках кладов и лечит тучу болезней, даже грыжу и депрессию. Современное название – дербенник иволистный, действительно крайне полезное медоносное растение, цветки которого можно есть без каких-либо побочных эффектов.

Вот нечуй-ветер, за который, скорее всего, принимали бессмертник, также помогающий добывать клады, но в первую очередь дарующий умение останавливать любую непогоду. Особенно ценился рыбаками как универсальное средство против бурь на воде. Считалось, что находить траву могли лишь слепые люди, ощущавшие покалывание в глазах при попадании травы под ноги. Да еще и собирать её нужно было только ртом.
Знаменитая разрыв-трава, перед которой не мог устоять никакой замок, рвущая железо на куски, обычно пряталась в луговом разнотравье. Если переломится вдруг коса на ровном месте – значит, нужно не горевать из-за потери ценного инструмента, а плясать от счастья: разрыв-траве цены нет.

При этом сортов её, описанных в травниках, существовало около десятка – земезея, муравей, корень бели и т. д.

Адамова голова позволяла заживлять раны, обличать лжецов и видеть нечисть. Например, считалось незазорным использовать её для похищения у лешего шапки-невидимки.

Главным «козырем» ивановских трав можно смело назвать цветок папоротника, он же Перунов огнецвет, списку свойств которого позавидовал бы любой комиксовый супергерой. Здесь тебе и ясновидение, и абсолютная власть над нечистой силой, и уже нахождение любых кладов вместе с их открыванием, и язык животных, и вообще познание всех тайн разом!

И все это как на ладони, надо лишь дождаться, пока зацветёт растение, как назло размножающееся исключительно спорами. Но вроде бы раз в году, в ночь на Купалу, можно с огромным трудом отыскать светящийся цветочек, не отвлекаясь на уловки нечисти, вовсе не желающей, чтобы какой-то человечек обрёл над ней полный контроль.
Если поверить на слово множеству популярных ресурсов, описывающих траволечение на Руси, может показаться, что разрыв-траву и папоротников цвет не искал только ленивый, а уж всякие там сон-травы и нечуй-ветер и вовсе сушились дома у любого уважающего себя русича. На самом же деле более опасное и неблагодарное занятие ещё стоило поискать.

«Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человекам и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинским».

Так пишет о собирателях трав один из церковных летописцев XVII века. В этом можно увидеть не только попытку Церкви запретить языческие обряды, но и в целом крайне неоднозначное отношение к травникам на Руси. Их либо недолюбливали, либо и вовсе преследовали наряду с закоренелыми преступниками.

В чем, как ни странно, был определенный смысл. Хотя наиболее распространенное поверье гласило, что травы лучше всего даются в руки старым и малым, а также невинным девушкам, требовались они совсем другим людям.

По сути, большая часть магических сил ивановских и прочих трав была полезна исключительно любителям лёгкой наживы. Судите сами – в каждую вторую «встроен» поиск зарытых кладов и сокровищ, потаённых погребов. Возможность открывать любые замки и запоры обрадует в первую очередь вора – легко взять чужое и выйти из любой тюрьмы.

Даже шапка-невидимка идеально вписывается в безбедную воровскую жизнь – зачем честному человеку уметь становиться невидимым? В крайнем случае можно было оправдаться сбором трав для борьбы с нечистой силой, но и здесь ситуация выходила двоякая.

Может, ты хочешь оградиться плакун-травой от доставучей нечисти, а может, собираешь её, чтобы эту самую нечисть связать и использовать в собственных целях. Тогда ты – колдун! Или ведьма, в зависимости от пола.
И возраст вовсе не играл большой роли – пойманному незадачливому травнику, будь он стар или млад, лихой человек или невинная девушка, могло как следует достаться батогами по спине, а то и грозил серьёзный срок. Не то чтобы это останавливало самых упорных колдунов и кладоискателей. Просто в лес в канун Ивановской ночи отправлялись лишь самые смелые да отчаянные, а вовсе не все без разбору.

Легенда о самом первом знахаре, способном слышать шепот трав, не отличается оптимизмом. Жил однажды на белом свете знахарь, великий знаток заветных трав и от того могучий волшебник. Всю свою жизнь он посвятил помощи людям, не отказывая ни князю, ни крестьянину, ни богачу и ни бедняку – каждому находились свои добрые травы, причем совершенно бесплатно.

Молва о знахаре коснулась ушей не только людских, но и дошла до самого дьявола. Всю жизнь тот пытался соблазнить травника-чародея богатством да властью, но безуспешно. Лишь обещание вечной молодости, прошёптанное на ухо умирающему старику, возымело действие – и душа знахаря была обречена.

С вечной молодостью ушла добрая часть совести, и превратился добрый волшебник в сомнительного колдуна, творящего зла не меньше, чем благих деяний. В то же самое время его ангел-хранитель уговаривал Господа забрать жизнь когда-то благочестивого человека, чтобы душа отошла в рай, не переполненная чёрными грехами. Господь внял совместным мольбам ангела и Пречистой Девы и послал к отшельнику ангела смерти.

Но и дьявол в то время не дремал, запутав дорогу грозному посланцу и подбив знахаря на парочку каких-то совсем неприятных дел. Как результат – грехи перевесили всё былое добро, и душа травника провалилась прямиком в преисподнюю.

И только раз в году, на Воскресение Христово, выбирается тень отшельника из-под земли, чтобы вновь побродить по лесам да степям, слушая знакомый шёпот волшебных трав. Вроде как ждёт его прощение под самый конец света, но только если грехи всех иных знахарей не перевесят их добрые дела...

Казалось бы, в современную эпоху уже никто и ничто не мешает каждый год пытать удачу в канун Ивана Купалы! Но старые традиции забыты, постепенно превратившись в мифы, да и неизвестно, поддались бы современные сверхпрочные сплавы чудодейственной силе разрыв-травы.

Разве что за настоящий цветок папоротника учёные бы вручили награду, соразмерную сотне закопанных кладов… Может, все же стоит получше прислушаться к родной земле и травам, растущим на ней? Если не чародейским, то, по крайней мере, неповторимым. А там, кто знает, какие способности откроются новым травникам.
  • +28
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Автор статьи

IRBIS

АВТОР-ОСНОВАТЕЛЬ
Любознательна и любопытна, иногда чересчур...
© Copyright 2018-2020. Все права на авторские материалы и публикации принадлежат их авторам. Не допускается полное или частичное копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование материалов из Блога EgoCreo, иначе как с письменного разрешения соответствующих правообладателей.