в

Горгулья и Химера – мифология и различия

Горгулья и Химера – мифология и различия
rcl-uploader:post_thumbnail
Горгулью и Химеру довольно часто путают. Давайте разберемся в мифологии и определим, в чем разница между ними.

Химера у древних греков 

В греческой мифологии химера – чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Согласно легендам, ее отец олицетворяющий огненные силы земли могущественный великан Тифон. Мать Химеры – Ехидна, прекрасная женщина с телом змеи и свирепым характером, похищала путников. Воспитанием чудовища занимались не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар, по Гомеру. Братом Химеры легенды называют Цербера – трехголового пса, что охраняет вход в Аид, царство мертвых. Есть еще один брат – Орт, пасущий стада двухголовый пес.

 

Впервые Химера упомянута в Илиаде, где есть подробное описание внешнего вида чудовища, извергающего огонь из пасти. Такой – со львиной головой, козлиным туловищем и змеиным хвостом – описывает ее Гомер. Говорится о ней и в Теогонии – одном из первых мифологических источников Греции, где автор Гесиод, греческий поэт, описывает Химеру как трехголовое существо. На передней части туловища, на шее, расположена львиная голова. Посреди хребта – козла. На хвосте находится змеиная.
Форма публикацииТак изображено оно на известной скульптуре из Ареццо, что изготовлена в пятом веке до нашей эры. Богами предсказывалось, что герой победит обитающую в Ликии Химеру. Победителем стал Беллерофонт (Гиппоной), – как гласят древнегреческие мифы.
Археологи нашли посуду с изображениями этого сражения. Химера убита с помощью длинного копья, а воин вместо обычного коня восседал на подаренном Афиной пегасе. Другие изображения указывают на то, что чудовище убили выпущенной из лука стрелой. Есть современные и старинные рационалистические толкования мифов Древней Греции.
По одной из таких версий пегас – корабль героя, Химера – название бухты, где жили лев и дракон, тоже некие аллегории. Плутарх писал, что Химера – вероломная женщина, а лев и дракон – ее братья, с ними и пришлось сразиться герою мифов. Поскольку дело происходило в Ликее, змеиный хвост или одна из голов объясняются тем фактом, что в этой местности водятся змеи.

 

Другая легенда утверждает, что он вступил в морское сражение с пиратом, на носу корабля которого изображен лев, на корме – дракон, а посередине – змея. Пирата звали Химар, что созвучно с названием чудовища. Целый ряд сказаний заменяет козлиные части тела на драконьи.
Форма публикацииЕще одна теория: в Ликии был вулкан, что называли Химерой. У основания водились в большом количестве змеи. А неподалеку располагались луга и пастбища для коз, а наверху гор водились львы. Возможно, Химера – название местности, что отличали все эти факторы. А еще между горами Краг и Антикраг находилось ущелье Химера. Сейчас это место расположено между городами Фетхие и Калкан – относятся к территории Турции.
Плиний Старший считал, что Химера – гора Янарташ, что находится недалеко от деревни Чиралы. Так он описывал в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный поселок на территории Турции. В этой местности из-под земли выходит природный газ в таких количествах, что достаточны для горения.
Легенды о Химере стали основой для средневековых мифов и бестиариев. Отголоски верований докатились до нас. В Средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптурами украшали здания соборов и церквей, а также дворцы и другие богатые постройки. Страшилище путают с Горгульями, но это неправильно.

Разница между чудовищами 

Чудовища в виде скульптур характерны для готики – архитектурного стиля 13 века во Франции. Из греческих мифов Химера попала в умы тех церковнослужителей и архитекторов. Тогда и стала персонажем бестиариев, трактатов о нечистой силе и подобных литературных творений Средневековья.
Основные черты внешности греческого чудовища забыты, и главным признаком считали части тело от разных животных – любых. Горгулья – упоминается со времен Средневековья. Изображений немало, и все различные – зависело от фантазии скульптора. Но общие черты есть – тоже фантазийное существо с частями тела от всевозможных животных, представителей нечистой силы и людей.
Химера и Горгулья – существа из камня, а не из плоти и крови, чаще крылатые. Название происходит от звука, что получается у человека при полоскании горла или сглатывании жидкости. Именно такой звук и издает и каменное чудовище, когда идет дождь и поток воды проходит через глотку. Горгульи задуманы как способ обустройства водостоков церквей и дворцов, а позднее – для украшения последних.
Форма публикацииВ средневековых городах Горгульи прижились и неплохо сохранились до сегодняшних дней. И среди современных архитекторов и дизайнеров остаются популярным элементом декора зданий. Основная разница между Горгульей и Химерой в том, что первая – способ обустройства или украшения водостока, а вторая – скульптурное изображение чудовища без дополнительных функций.
Когда речь идет о существе из средневековых сказаний, то эти два слова синонимы. Но обратимся к христианским церквям, что украшались чудовищами из чуждых верующему жителю Средневековья легенд. Храмы декорировались изображениями монстров, и довольно реалистичными, потому что символизировали пороки людей. Они – воплощение страстей и грехов, от коих должны были стремиться избавиться прихожане.
Таким образом показывалось, что нечисть бежит прочь из святого места – все скульптуры обращены от церкви, словно пытаются броситься наутек. В архитектуре они символизировали также то, что дьявол не создает новую форму жизни. Он комбинирует между собой все созданное Богом. Гротескных монстров устанавливали рядом с фигурами мыслителей в назидание, что недооценивать мощь дьявольского разума – глупо.

Легенды о Горгульях и Химерах 

Согласно христианским легендам, чудовища не порождение зла, а наоборот. Существует поверье – когда зло попытается проникнуть за стены храма, что украшен такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Они служат и индикаторами присутствия темных сил в городе. В старину верили – когда Горгульи на стенах храма начнут рычать, значит, в городе враг.

 

Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.

Форма публикации

По легендам, отдельные скульптуры и водоотводы со стен церквей не всегда были каменными. Есть сказание о соборе Святого Вита в Праге. Оно гласит, что сотни существ на нем когда-то были людьми, которые превратились в камень после колдовского проклятья. И да, Химеры и Горгульи из Праги больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Такова задумка архитектора – показать верующим, что бояться нужно зла в человеческом обличии.

 

Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим свое начало из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши – название «Горгулья» произошло от сходства со звуком при глотании воды.
Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий