в

История происхождения выражения «гол как сокол»

История происхождения выражения «гол как сокол»
rcl-uploader:post_thumbnail
Фразеологизм «гол как сокол» обозначает состояние крайней бедности. Но причем здесь птица с достаточно красивым оперением?

 

Надо сказать, что соколы, действительно, во время линьки теряют свои перья и в какой-то момент выглядят почти голыми. Но выражение «гол как сокол» не имеет никакого отношения к гордому представителю пернатых.

 

По одной из версий,  данное выражение (с ударением на последнем слоге) обязано своим происхождением осадному приспособлению, использовавшемуся для пробивания крепостных стен.

 

Соколом в старину на Руси называли таранное стенобитное орудие из железа или дерева, имевшее форму цилиндра. Его подвешивали на цепях, раскачивали, а затем пробивали им стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого оружия была ровной и гладкой, то есть голой.

 

Таким же словом «сокол» в старину иногда называли инструменты цилиндрической формы, такие как железный лом или пест для растирания зерна в ступе.

 

Существовали еще другие названия стенобитного сокола. Так стенобитное орудие называли таран, или баран, если ударному концу орудия придавали вид головы барана.

 

Русские князья применяли таран в междоусобных войнах, а войска Батыя в 1240 году снесли им каменные стены Киева. Надо сказать, что на Руси стенобитные орудия, или как их называли — соколы, активно использовались вплоть до появления огнестрельного оружия в конце XV века.

 

Это объяснение весьма похоже на правду, но есть еще версия.

 

Рассматривая вторую версию, надо принять во внимание, что возможно изначально, это выражение звучало несколько иначе, а именно – «гол как сукол».

 

В древности на Руси «суколом» назывались парные колья, к которым крепились изгороди и частоколы. Построенные в полях ограды осенью разрушались, и из земли торчали только одинокие суколы.

 

Можно предположить, что вид этих голых кольев, сиротливо стоящих средь пустого поля, и послужил определением бедности и нищеты.
Учасник

Автор: Буквоед

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий