в

Языческие традиции древнерусских оберегов

Языческие традиции древнерусских оберегов
rcl-uploader:post_thumbnail
В Древней Руси особое место занимали обереги – предметы, призванные ограждать от несчастий и приносить в дом богатство и любовь. Они могли быть самыми разными: глиняные или костяные фигурки, украшения, вышивка на одежде, кусочки бересты с заговорами.

 

Обереги, возникшие еще в языческие времена, сохранились в народе и после принятия христианства – и каждый из них имел свой определенный сакральный смысл, защищая человека от той или иной опасности.

 

Среди оберегов наиболее интересны те, что служили для защиты жилища, — поскольку именно они, как правило, были связаны не с материальной ценностью вещи, а с ее сакральным смыслом. Их размещали во дворе дома, перед входом в него, а также внутри – в местах, которые, по мнению хозяев, нуждались в особенной защите.

 

Даже раскрашенная домашняя утварь служила в первую очередь для того, чтобы отводить несчастья, и только потом – чтобы радовать глаз. С той же целью делалась резьба на дверях, ставнях или наличниках – это были не просто украшения, а обережные знаки.

 

Самыми давними защитными символами являлись узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: Земли, Воды и Огня. Именно их чаще всего призывали охранять жилище. Знаком Земли и плодородия был ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой, символом Воды – волнистые линии, а Огня – косой крест.

 

Защитные знаки наши предки обычно размещали вокруг отверстий или сооружений, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом: ворот, дверей, окон, печных труб. Их покрывали особым орнаментом – обычно с изображением солнца (шести- или восьмилучевая звезда, вписанная в круг) или крестов, защищающих человека от злых сил с четырех сторон света.

 

Символы солнца должны были охранять жилище от ночной нечисти. На фасаде дома солнце часто изображали трижды – утреннее, полуденное и вечернее (средний знак – в высшей точке, а два боковых – пониже).

 

Рядом с солнечной символикой могли присутствовать громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Перуна, защищавший дом от попадания молнии, а также знак Рарога (крест, окруженный кругом) – символ гармонии небесного и земного огня, «отвечавший» за здоровье обитателей дома.

 

С солярной символикой связан образ коня, священного для древних русичей животного, – это была небесная колесница, которой управлял Дажьбог (Даждьбог), олицетворявшая солнце. Чтобы хозяева избы жили долго, это изображение помещали на крышу.

 

Фигурками коней украшали и стоявшие во дворе качели. В песнях и сказаниях славян качание девушки на качелях соотносилось с ее любовью к солнцу и дальнейшей удачей в замужестве. А совместное качание на качелях юноши и девушки рассматривалось как пожелание им счастья.

 

Для привлечения счастья на заборе развешивали старые лапти и горшки, а на ворота прибивали подковы. Считалось, что подкова напоминает по форме месяц и является талисманом, потому что она выкована из железа в очистительном огне.

 

Наши предки верили, что если подкову поместить в дымоходе, она помешает ведьме влететь в дом, а если прикрепить к кровати, то не будут сниться кошмары.

Форма публикации

Подкову также вешали над входной дверью. Этот древний обычай сохранился до сих пор – правда, в наши дни подобный оберег нередко можно встретить висящим концами вниз, в то время как древние русичи располагали его концами вверх. Ведь открытая вверх подкова ловит и хранит счастье, а открытая вниз – не может удержать и упускает его.

 

Внутри дома защитным орнаментом были покрыты почти все предметы быта: печь, кухонный стол, утварь, рабочие инструменты.

 

Дверь воспринималась не просто как вход в жилище – это была граница между внутренним и внешним мирами. Помимо затворов и засовов, ее должны были охранять вырезанные кресты, лежащие у порога пучки крапивы, воткнутые в щели порога или косяка обломки косы или ножа.

 

Порог для русичей являлся границей между миром живых и миром мертвых (под него раньше закапывали прах предков, чтобы те охраняли род). По этой причине через него нельзя было выметать мусор, чтобы не вымести кого-то из семьи. Также нельзя было переговариваться или передавать что-либо через порог. Гостя нужно было встречать за порогом и пропускать в дом впереди себя.

 

Очень почиталась печь, ее воспринимали как кормилицу, там жил огонь, защитник и хранитель семьи, проявление бога Сварога. Поэтому в орнаменте печи присутствовали его знаки – квадрат (семейный очаг) и два перекрещенных веретена (символы пламени). Печь держали в чистоте, рядом с ней нельзя было сквернословить.

 

Когда в ней выпекали хлеб, двери закрывали на замок, чтобы не вошел кто-то чужой – считалось, что это притянет в дом бедность. Уборку дома следовало начинать от двери к печи, а не наоборот. Протопленную печь нельзя было оставлять пустой – в нее закладывали дрова, чтобы они просохли, или ставили воду, чтобы нагрелась.

 

Древние русичи считали, что благополучие жилища напрямую зависит от почтительного отношения к домовому, который живет под печкой. Для него рядом с печью вешали веник, лапоть и хлебную лопатку – чтобы он знал, что в доме всегда будет чисто, богато и сытно.

Форма публикации

По диагонали от печи располагался красный угол (покутье), лучшее место в доме, к которому были обращены изголовья постелей. Здесь располагался стол, и совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой или похоронами.

 

В красном углу до появления христианства обычно стоял пучок колосьев – символ достатка, чтобы в доме не переводился хлеб. Несколько зерен из этого пучка обязательно добавляли в пшеницу, которой весной засевали поле.

 

Особая охранительная роль отводилась вышивке, украшавшей постельное белье, полотенца, скатерти и салфетки. Ее главным назначением была защита от несчастья и порчи.

 

Чтобы создать такой оберег, древние мастерицы соблюдали многочисленные правила и ритуалы. К примеру, на оборотной стороне материала не должно было оставаться узелков – иначе рукоделие лишалось магической силы.

 

Нельзя было делать вышивку – оберег для себя – так же, как нельзя просить кого-то создать его. Оберег будет обладать силой в том случае, если создан кровными родственниками и подарен от чистого сердца.

 

Каждый элемент вышивки обладал определенным значением. В основном при ее создании использовались символы солнца (различные кресты, в том числе с усиками, направленными по ходу движения светила).

 

Но также применялись знаки дерева (елочка) – символа долгой жизни, звезды – символа разума, цветка – символа красоты, кругов и квадратов – символов плодородия.

 

Узор должен был состоять из замкнутого округлого контура – тогда он не пропустит нечистую силу и послужит реальной защитой. Не следовало на одной вещи делать несколько различных по назначению обережных вышивок – для каждой из них нужно было выбрать отдельное полотно.

 

Особую роль в жизни русичей играли обрядовые полотенца. Узоры на них отражали семейные или календарные события. На праздниках именно на обрядовых полотенцах выносили хлеб и соль (соль служила символом солнца и любви, хлеб – земли и плодородия, а само полотенце – человеческой судьбы). Жених и невеста во время обручения соединяли руки, обернув их полотенцем, чтобы в будущей семье был достаток.

 

Новорожденного младенца повивальная бабка укладывала на новое, специально подготовленное полотенце. На погребальном полотенце изображались символы утраты (ромб, похожий на символ земли, но не с точками, а пустой внутри).

 

Каждодневные полотенца тоже расшивали защитным орнаментом – обычно с изображением петухов, крик которых отгоняет нечистую силу. А чтобы вышивка не потеряла чудодейственных свойств, с ней следовало справиться за один день.

 

При обережной вышивке предпочтение отдавалось красному цвету ниток. Хотя иногда использовали и другие цвета: кирпичный, алый, маковый, смородиновый, вишневый (то есть близкие к красному). Сам рисунок на материал предварительно не наносили, а только намечали его размер и определяли месторасположение.

 

Функцию оберегов выполняли и многие предметы домашнего обихода – например, скрыня (сундук для одежды).

 

Она переходила в наследство от матери к дочери, ее обязательно украшали защитной резьбой. В ней хранилось приданое девушки, которое она сама должна была вышить: сорочки, рушники, платки, постельное белье.

 

Очень важным предметом мебели была кровать, также покрытая обережными узорами. Ее ставили в хорошем месте, которое определяли с помощью кошки – где та сядет. На кровати нельзя было спать ногами к дверям, а под нее в качестве защиты от злых сил клали полынь и чеснок.

 

Оберегами также служили иголки и булавки. Их вшивали в подол подвенечного платья и втыкали в одежду для защиты от нечистой силы – или в дверные косяки от проникновения ведьмы в дом.

Форма публикации

Иногда на стену избы вешали старый ключ – он как бы запирал дом, не позволяя проникнуть злым чарам. Ключ также символизировал достаток, помогая хозяину добиться материального процветания. На стену вешали и один из самых древних оберегов – глиняный колокольчик, звон которого, по поверьям, отгонял от дома любую нечисть.

 

В Древней Руси невозможно было найти избу, где отсутствовали бы обереги. Это часть культуры, связанная с языческими традициями и помогающая лучше понять духовную сущность восточнославянских народов.
Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий

3 Комментария

  1. Добрый вечер! Мне интересна тема про славян, их традиции, обережные знаки, но я – любитель, поэтому могу только посоветовать сайт https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/slavyanskie-simvoly-2/. Мне кажется, здесь собрана довольно интересная информация.

  2. Здравствуйте! Меня интересуют сакральные символы. Их возникновение и трактование. Хочу найти первоисточник. Вопрос: Где найти определение и значение символов?