в

Клоун в большом городе: как создавался образ Джокера

Клоун в большом городе: как создавался образ Джокера
rcl-uploader:post_thumbnail
Как Хоакин Феникс готовился к роли, во что его одевали и на кого из своих предшественников похож новый Джокер.

 

Главный враг Бэтмена

 

Джокер, придуманный Джерри Робинсоном, Бобом Кейном и Биллом Фингером, появился впервые на страницах комиксов в далеком 1940 году и с тех пор утвердился в статусе главного суперзлодея вселенной DC Comics. Существуют разные теории о прошлом героя: от гангстера до неудачливого комедианта. По канонической версии Алана Мура, человек, ставший Джокером, обрел свою специфическую внешность, после того как упал в чан с кислотой, испугавшись Бэтмена во время преследования при ограблении карточной фабрики. Основные приметы персонажа – бледная кожа, зеленые волосы, застывшая улыбка и фиолетовый костюм – со временем сложились в канонический образ, прочно вошедший в массовую культуру и не раз получавший воплощение на экране.
Форма публикацииПервое появление Джокера в комиксе «Бэтмен», № 1, 1940

 

Эксцентричный шутник

 

Первым в кино и на телевидении Джокера воплотил Сесар Ромеро в 1966 году. В его интерпретации Джокер скорее не опасный преступник, а шутник и пакостник. Со светло-зелеными волосами, выбеленным лицом (хотя даже под толстым слоем грима просматривались усы Ромеро, которые актер почему-то отказывался сбрить), улыбкой, вычерченной ярко-красной помадой, и в малиновом костюме-тройке (художник по костюмам Пэт Барто) он больше всего походил на этакого опереточно-циркового злодея.

Форма публикации

«Бэтмен», 1966

 

Гангстер-пижон

 

В фильме Тима Бёртона «Бэтмен» (1989) в роли Джокера блистал Джек Николсон. Актер позволил себе откровенное гримасничанье и клоунскую буффонаду, что соответствовало гротескной эстетике кинокомикса и смотрелось органично. Превратившийся из гангстера Джека Напье в клоуна – принца преступного мира, этот герой демонстрирует самый разнообразный среди всех экранных Джокеров гардероб (художник по костюмам Боб Рингвуд), сохраняя любовь к насыщенному фиолетовому цвету. Кстати, Джокер Николсона – единственный из киношных Джокеров, кто носит шляпу, отсылающую одновременно и к каноническому образу персонажа из комиксов, и к гангстерскому прошлому Напье. Николсон получил за эту роль очередную номинацию на «Золотой глобус».

Форма публикации

«Бэтмен», 1989

 

Анархист

 

Хит Леджер в «Темном рыцаре» (2008) создал запоминающийся образ психопата-анархиста, чьи изощренно-филигранные преступления погрузили цивилизованное общество в хаос. Леджер на месяц закрылся в гостиничном номере, придумывая, каким должен быть его Джокер. Это уже не сказочный герой, выживший после падения в цистерну с кислотой. Застывший оскал заменяют два длинных шрама на щеках («улыбка Глазго»), растянутые от уголков рта практически до ушей.
На его лице грим наложен нарочито небрежно, и в одной сцене он отсутствует вовсе. В итоге новое прочтение, казалось бы, уже избитого персонажа вызвало фурор среди зрителей и критиков (актер был удостоен посмертных премий «Золотой глобус» и «Оскар»), а костюм Джокера (художник по костюмам Линди Хемминг) – замшевое фиолетовое пальто, зеленый жилет, фиолетовые брюки в сиреневую полоску и темно-фиолетовые перчатки – стал активно тиражироваться косплеерами и любителями хеллоуинских вечеринок.

Форма публикации

Хит Леджер в «Темном рыцаре»

 

Психопат

 

В «Отряде самоубийц» (2016) Джаред Лето сыграл самого отталкивающего и физиологически неприятного из всех Джокеров. С татуировками, железными зубными протезами, зализанными зелеными волосами и в фиолетовом пальто из крокодиловой кожи на голое тело (художник по костюмам Кейт Хоули) он больше напоминает наркобарона, нежели главу преступного мира Готэм-Сити. Далеко не всех убедила такая трактовка образа, и актера даже номинировали на «Золотую малину».

Форма публикации

«Отряд самоубийц»

 

От комикса к социальной драме 

 

«Джокер» Тодда Филлипса – это фильм-сюрприз. Он снят совершенно в иной эстетике, нежели типичная кинопродукция вселенной DC. Это не старорежимный комикс с плоскими персонажами, а глубокая социально-психологическая драма, в которой Филлипс, опираясь на сюжет о Джокере из «Бэтмен: Убийственная шутка», убедительно демонстрирует трансформацию неудачливого клоуна и стендап-комика Артура Флека в антигероя, убийцу и главного вдохновителя беспорядков в Готэме. Огромный мрачный город, то враждебный, то равнодушный, сам становится полноправным действующим лицом и способен зародить даже в хорошем, по сути, человеке ненависть и агрессию.
Филлипс не раз говорил, что, развернув действие своего фильма в 1981 году, вдохновлялся шедеврами американской новой волны и в особенности картинами Мартина Скорсезе (который на первых порах даже значился в качестве одного из продюсеров проекта). Так, рассказанная Скорсезе в «Таксисте» история хорошего парня Трэвиса Бикла (молодой Роберт Де Ниро), страдающего от вьетнамского синдрома, чья психика не выдерживает ежедневного соприкосновения с жестокостью и грязью Нью-Йорка 1970-х, очень созвучна истории превращения забитого Артура Флека в одиозного Джокера.
А уж параллели и даже диалог с горько-смешным «Королем комедии», где все тот же Де Ниро играет неудачливого комика Руперта Папкина, похищающего главную звезду популярного комедийного шоу, чтобы попасть в эфир, и вовсе прозрачны. И то, что Тодд Филлипс пригласил постаревшего Де Ниро на роль Франклина Мюррея, телевизионной звезды и кумира Артура Флека, весьма символично.

Форма публикации

«Джокер»

 

Подготовка к роли

 

Роль в «Джокере» – явная заявка Хоакина Феникса на «Оскар» в грядущем наградном сезоне. Когда режиссер Тодд Филлипс вместе с соавтором Скоттом Сильвером приступили к работе над сценарием фильма, в главной роли оба видели исключительно Феникса и даже повесили его фотографию над компьютером, так сказать, для визуализации своих желаний. Хотя надежд заполучить актера в проект было немного, поскольку Феникс всегда избегал съемок в супергеройских блокбастерах и даже отказался от роли в «Докторе Стрэндже», посчитав, что продюсеры смогут ограничить его актерскую свободу.
Однако сценарий «Джокера» настолько восхитил Феникса, что он без сомнений согласился и с большим воодушевлением отнесся к нестандартному взгляду Филлипса на комиксного злодея. В одном из интервью Феникс признался: «Это был вызов для меня как для актера. Сама история была призвана пошатнуть сложившееся мнение у публики в отношении Джокера. Я подумал, что это будет действительно сложно». Помимо упомянутых героев Де Ниро из фильмов Скорсезе, в процессе формирования образа актер также ориентировался на экранизацию романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» (1928), где Гуинплена, изуродованного в детстве, сыграл Конрад Фейдт, блиставший в шедеврах немецкого киноэкспрессионизма.

Форма публикации

Конрад Фейдт в фильме «Человек, который смеется» (1928)

 

Для того чтобы войти в неустойчивое эмоционально-психологическое состояние героя, Феникс решился на экстремальное похудение и сбросил 23 с половиной килограмма. Актер шутил: «Вы реально становитесь плохим человеком, когда так резко худеете за короткий промежуток времени». Говорят, в какой-то момент он ел не больше одного яблока в день (хотя в нашем интервью Феникс настаивает: это байки режиссера, были еще салат и спаржа в уксусе).
Главной актерской задачей для него стал поиск смеха Джокера. По сюжету картины Артур Флек страдает от неконтролируемых приступов смеха, которые настигают его в любых и часто совсем невеселых ситуациях. Герой даже носит с собой специальную карточку, чтобы сообщить людям о своем недуге. «Я смотрел видео людей, страдающих от патологического смеха или плача, – рассказывает Феникс. – В сценарии смех был описан как нечто болезненное. Я долго репетировал в одиночестве и потом попросил режиссера послушать мой смех, потому что должен был быть уверен, что смогу это сделать на площадке перед другими людьми. Мне не хотелось имитировать смех, мне хотелось его найти». В итоге многие критики и зрители заявили, что смех Джокера именно в исполнении Феникса самый пронзительный и запоминающийся.

 

Костюм для Джокера

 

В качестве художника по костюмам Тодд Филлипс пригласил дважды оскароносного Марка Бриджеса («Артист», «Призрачная нить»), который уже успешно поработал с Хоакином Фениксом на двух проектах Пола Томаса Андерсона – в «Мастере» и «Врожденном пороке».

Форма публикации

«Джокер»

 

Как должен выглядеть подавленный, психически нестабильный и затравленный обществом неудачник? Приступая к формированию гардероба Артура, Бриджес задал себе несколько вопросов: «Где герой покупает себе одежду? Заботит ли его то, как он выглядит? Одевается ли он как маленький мальчик?» Поскольку Флек до сих пор живет со своей матерью, художник решил, что в его одежде должен считываться элемент неуклюжести и инфантильности.
Возможно, он годами носит одни и те же рубашки и свитеры, вероятнее всего, купленные в секонд-хенде. В сценарии было прописано, что Флек до своего преображения в Джокера одет в терракотовый костюм в стиле 1970-х. Однако Бриджес посчитал такое решение слишком клишированным. Сначала он хотел выдать Фениксу пальто наподобие того, что носил герой Дастина Хоффмана в «Полуночном ковбое», но после проб костюма отказался от этой идеи, посчитав, что в таком варианте Хоакин не смотрится достаточно инфантильно.

Форма публикации

Джон Войт и Дастин Хоффман в фильме «Полуночный ковбой»

 

В итоге Бриджес сделал выбор в пользу бежевой куртки с капюшоном, мешковатых брюк, растянутого коричневого кардигана, светлых рубашек с цветочным принтом, коричневых ботинок и белых носков. Это наряд неудачника, всячески подчеркивающий его болезненную худобу и угловатость. Преобладающая коричнево-земляная палитра гардероба Флека очевидно отсылает нас к внешнему облику Трэвиса Бикла из «Таксиста», пусть последний и смотрелся в своей одежде гораздо мужественнее.

Форма публикации

Артур Флек в «Джокере»

Форма публикации

Трэвис Бикл в «Таксисте»

 

Бриджес выстраивал гардероб персонажа, отталкиваясь от финального костюма. Чем ближе Артур был к окончательному преображению в Джокера, тем темнее становилась цветовая палитра его одежды. Вещи, которые он уже когда-то носил, составили основу нового образа, что придало еще большей достоверности. Так, оранжево-желтый жилет, бывший частью костюма неудачливого клоуна, становится одним из ярких штрихов в облике убийцы с клоунским лицом. При создании наряда Джокера художник опирался на описание в сценарии: «костюм красновато-бурого цвета, который был у Артура уже много лет».
Бриджес сразу определился, что в костюме Джокера должно быть три цвета: зеленый, золотой и красный, которые вместе образуют очень сильную и впечатляющую комбинацию. При этом он целиком и полностью отказался от фиолетового – доминирующего цвета злодея в комиксах. Цвет костюма и рубашки Джокера-Феникса ближе всего к облику первого кино-Джокера – Сесара Ромеро из фильма 1966 года, что естественно, потому что Артур наверняка мог видеть этого героя на экране. Такой вот постмодернистский штрих.

Форма публикации

Хоакин Феникс в образе Артура Флека / Хоакин Феникс в образе Джокера

 

«Когда у нас с Хоакином была итоговая примерка полного ансамбля Джокера, все элементы подобрались идеально: правильная рубашка, правильный жилет, – рассказывает Бриджес. – Все это было завязано на стиле 1970-х, за исключением более длинного, чем тогда носили, пиджака. И во всем этом облачении у Хоакина сразу появилась плавность движений и уверенность, которой не было у Артура и которая так подходила Джокеру. Я был очень доволен результатом». Действительно, сложно удержаться от аплодисментов, когда Артур впервые появляется в образе Джокера под драйвовую песню «Rock-n-roll. Part 2» Гарри Глиттера.

 

Волосы цвета брокколи

Форма публикации

Что касается грима и прически Феникса, тут специалисты также придерживались максимально реалистичного подхода. По сценарию волосы Флека были черными, но главный парикмахер Кей Георгиу («Влюбленный Шекспир», «Линкольн», «Кэрол») посчитала, что на экране это выглядело бы слишком мрачно, и лишь немного затемнила темно-русую шевелюру Феникса. Что же до канонических зеленых волос Джокера, тут идею подбросил художник-постановщик картины Марк Фридберг. «Марк сказал, что волосы должны быть цвета зеленых брокколи, – рассказывает Георгиу. – Тодд сразу же согласился, но встал вопрос: каких именно брокколи? Органических, дешевых, свежих, старых… У брокколи существует масса оттенков». В итоге Георгиу взяла несколько образцов и выкрасила волосы в разные оттенки зеленого, чтобы Филлипс мог выбрать нужный цвет.

 

Клоунский грим

Форма публикацииДжон Уэйн Гейси

За грим в фильме отвечала Ники Ледерман (сериалы «Секс в большом городе», «Винил»; «Дьявол носит Prada», «Ирландец»). По ее словам, рабочий грим клоуна, которого по долгу службы изображает Флек, должен быть узнаваемым и одновременно уникальным. Впоследствии он трансформируется в маску Джокера, став более зловещим. Используются одни и те же цвета – белый, синий и красный (кстати, цветовая палитра напоминает клоунскую маску печально известного маньяка Джона Уэйна Гейси).
Все краски матовые, не глянцевые, в соответствии с приглушенной цветовой палитрой фильма. Это не чистые цвета, с примесью. Так, голубой цвет, которым нарисованы слезы вокруг глаз (такая подводка отсылает к изображениям Джокера в старых комиксах про Бэтмена, например, в «Смеющихся рыбах» и «Знаке Джокера»), – это сочетание зеленого и синего. Красный цвет улыбки и бровей отдает в рыжевато-коричневый и напоминает запекшуюся кровь. При этом у Джокера Феникса, в отличие от его предшественников, кончик носа также окрашен в красный как отголосок его клоунской профессии.

Форма публикации

Ники Ледерман гримирует Хоакина Феникса

 

Реалистичный гардероб и грим Флека-Джокера вкупе с феноменально точной игрой Феникса позволили создать на экране максимально человечный образ уже, казалось бы, клишированного злодея. Процесс преображения забитого лузера в бескомпромиссного убийцу показан настолько тонко, что с учетом бэкграунда Артура (о котором мы узнаем во второй половине фильма) зритель не может перестать сопереживать герою, даже когда он начинает совершать свои злодеяния.
Учасник

Автор: Буквоед

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий