в

Коты и кошки в славянской мифологии

Коты и кошки в славянской мифологии
rcl-uploader:post_thumbnail
Наверное, сложно себе представить более мистическое и загадочное домашнее животное, чем кошка. Согласитесь, собака верна, морская свинка забавна, попугай разговорчив, а кошка… Кошка всегда делает, что хочет и способности имеет куда более обширные, чем другие наши питомцы.

Арысь-поле 

Коты и кошки в славянской мифологииСказочно быстрое, как ветер, существо (относится к оборотням), в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой. Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и могла она использовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна была бежать в тридевятое царство.

Ведьмин кот (Кот Бабы-Яги)

Коты и кошки в славянской мифологии

Обычно – черный. Коты жили у ведьм в услужении и выполняли их различные поручения. В их обязанности вменялось стеречь дом в отсутствие хозяйки, следить за пленниками, помогать по хозяйству.

Земляная кошка

Коты и кошки в славянской мифологии

По легендам русских золотоискателей, одним из сторожей заколдованных кладов является земляная (подземная) кошка. Ее образ в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением – это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли.
Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П. Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «…вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять – кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли… Подбежала – точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы.

Кот Баюн

Коты и кошки в славянской мифологии

Волшебный кот, который обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Сидит Баюн на высоком железном столбе. Чтобы его захватить, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.

 

Баюн – огромный кот, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов, ведь сказки Баюна целебны.

Люб

Коты и кошки в славянской мифологии

Дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Пушистый Люб был исключительно рыжим (под цвет солнышка). Люб –  важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями, ведь в его компетенции находилась охрана брачного ложа как семейной святыни. А это миссия столь же почетная, сколь и ответственная.

 

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба – такого же кота, только черного и злобного.

Нелюб

Коты и кошки в славянской мифологии

Злой дух – антипод   Люба. Нелюб  имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи не только в любовных утехах, но и в действиях, направленных на прибавление семейства. А это, по древнему обычаю – позор, пятно на роду.

 

Надо ли говорить, что Люба следовало всячески привечать. А Нелюб… что ж, он тоже не дремал, и русский фольклор не преминул отметить это. Когда сегодня, характеризуя ситуацию рассорившихся людей, говорим, что «между ними черная кошка пробежала», то ни на минуту не задумываемся, что изначально все дело было именно в нем – в Нелюбе.

Обдериха (Банница)

Коты и кошки в славянской мифологии

Баенника (Банника) в женском обличье называют Банниха, Банница, (Баенная матушка, Обдериха). Нрав у нее еще более крутой, чем у Баенника (Банника), если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то Обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне.  Как и Баеннику (Баннику) ей надо оставить воды, мыла и веник.

 

Женщины-банники – Обдерихи – способны менять свое обличие, оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

Коргоруши (Коловерши)

Коты и кошки в славянской мифологии

Помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего черной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор Коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

Кикимора домовая

Коты и кошки в славянской мифологии

Злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Известная врагиня Домового. Она любит похулиганить в доме, гремит посудой, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов.
Днем Кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину.
Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой.
Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий

Один комментарий