в

Мифологические символы древних славян в русских народных сказках и легендах

Мифологические символы древних славян в русских народных сказках и легендах
rcl-uploader:post_thumbnail
Как утверждают исследователи, сказки любого народа – это не что иное, как более позднее изложение древних мифов. А мифы всегда, у всех племен и народов, были самым надежным хранителем информации.

 

Русские народные сказки изобилуют многочисленными мифологическими символами, которые мы воспринимаем как яркие фольклорные образы. Заморское тридевятое царство, молочные реки и кисельные берега, камень бел-горюч, под которым спрятаны несметные богатства, или же таинственный Синь-Камень… Многим читателям все эти названия знакомы с детства. Но не все знают, что большинство этих невинных, на наш взгляд, элементов детских сказок имели совершенно другое, сакральное значение и наводили ужас на наших далеких предков?

 

Взять, к примеру, Калинов мост. В воображении представляется деревянный мостик, украшенный цветущий калиной. Однако в легендах древних славян Калинов мост происходил от слова «калить», то есть раскалять железо добела. Богатырь, желающий доказать свою удаль, должен был перейти этот пышущий жаром мост, здесь можно заметить своего рода отсылку к греческой реке Стикс. Разумеется, перейти по раскаленному металлическому мосту физически невозможно. Поэтому «перейти по Калинову мосту» фактически означало «отправиться на тот свет».
Форма публикацииКак повествует легенда, Калинов мост перекинут через реку Смородину, чье «ягодное» название тоже может сбить читателя с толку. Название реки Смородины произошло от слова «смрад, смердящий», то есть издающий резкий неприятный запах. А смердела река Смородина потому, что в ее водах плавало множество трупов.

 

Между прочим, в языческие времена славянские племена нередко вели междоусобной войны, случалось и так, что трупы павших врагов сбрасывали в водоемы. Так что река Смородина может быть не только художественным образом, но и отсылкой к мрачным событиям давно минувших веков.

Избушка на курьих ножках

Форма публикации

Очень часто встречается в русских народных сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю.
В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?

 

Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.

 

Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что еще до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались.

 

Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.

Мрачное Кощеево царство

Форма публикации

Кощей Бессмертный, он же Чернобог – это один из самых мощных и таинственных персонажей славянского пантеона. Его можно было бы сравнить с греческим Аидом (повелителем загробного мира), если бы не одно «но». В отличие от Аида, Кощей Бессмертный все-таки может умереть, если богатырю удастся отыскать и сломать некую иглу, заключенную в курином яйце, в золотом ларце.

 

Попасть в гости к Кощею нелегко: вот как раз для этого и нужно перейти Калинов мост, перекинувшийся через реку Смородину. А выйти к этому мосту богатырю обычно помогал специальный клубок, подаренный Бабой-Ягой, проживающий в избушке на курьих ножках. Клубок постепенно разматывался, и приводил добра молодца к нужному месту. Здесь тоже можно увидеть отсылку к путеводной нити Ариадны, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта минотавра.

 

Если попасть в кощеево царство непросто, то выйти из него живым так и вовсе почти невозможно! Во всяком случае, для этого богатырю потребуется помощь верного товарища, в качестве которого обычно выступает заколдованный конь. Истолковать этот элемент русских народных сказок несложно – ведь именно быстрый конь в старину помогал спастись воину, случайно угодившему в окружение врагов.

 

Это лишь малая часть мифологических символов наших предков, отраженных в русских народных сказках.

 

Написано немало книг по этой тематике. Особенно хотелось бы выделить работы В.Я. Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Если Вам интересна подобная тема, то это именно те книги, которые будет очень любопытно почитать.
Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий

Один комментарий