в

Мистические тайны кукол

Мистические тайны кукол
rcl-uploader:post_thumbnail

В наше время обычная кукла – это просто игрушка. Раньше всё было по-другому. По мнению большинства исследователей, первые куклы были связаны с обрядами и культами умерших предков.

Но согласитесь, всё-таки есть в куклах что-то мистическое, способное напугать. Особенно если кукла сделана вручную хорошим мастером. Не случайно в литературе и кинематографе действие нередко разворачивается вокруг куклы, в которую переселилась душа её хозяина (хозяйки) или вселился дьявольский дух.

Многие исследователи полагают, что первые куклы были связаны со смертью и похоронными обрядами. Известный фольклорист В. Пропп пишет, что «остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе – мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи «деревянного болвана» или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым».

И сейчас ещё африканские племена используют в обрядах кукол как изображения мёртвых. В Африке, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете.

У некоторых племён краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладёт в его колыбельку куклу, водит её за собой, говорит с ней и проделывает всё, как со своим ребенком. У негритянских племен верхнего Нила женщины, занимающиеся колдовством, делают фетишеобразные куклы, наделённые волшебной силой.

В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Представление, что кукла может содержать или представлять душу умершего, отразилось и в египетской магии, в заупокойном культе (фигурки «ушебти» или «шауабти», помогающие в загробном мире).

Форма публикации

Русские же с помощью тряпичных куколок, размещая их в оконных проёмах, избавлялись от ночниц (ночной дух). У алтайцев тряпичные куклы – воплощения духов предков-женщин – называются энекелер («бабушка») и передаются по наследству по женской линии. Кукла, как пишут специалисты, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Трудно сказать, каков может быть возраст первой куклы. В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» археологи нашли маленькую фигурку из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Фигурке из «Брно-2» по приблизительным подсчётам 30-35 тыс. лет.

Большую известность получили египетские куклы, которые имели тщательно выточенные конечности и настоящие волосы. Множество кукол находили и во время раскопок в Греции и Италии. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки, иногда из слоновой кости; лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и накануне брака приносили куклу в жертву на алтарь Венеры.

Нередко куклы выступали в качестве покровителей женского плодородия. В Африке у многих племён девочки при торжественном публичном праздновании половой зрелости получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит её до второго ребенка и т.д. Тот же самый обычай существовал у наших малых народностей, например, у чукчей.

Происхождение куклы, как пишет, например, доктор филологических наук Евгения Акуменко, «может быть связано и с древними верованиями, которые легли и в основу средневековой европейской магии, а именно представлений об искусственно созданном человекоподобном существе (или предмете), обладающем сверхъестественными способностями».

Форма публикации

Кукла также была связана с представлениями людей о том, кто, собственно, ими управляет. В Риме и Египте во время религиозных праздников по улицам носили большие фигуры богов, приводя в действие их руки и головы. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны.

Не случайно в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» люди сравниваются с марионетками, так как они подобно куклам не имеют собственной воли и управляются нитками, идущими от божества. Кстати, и Платон писал, что «каждый из нас представляет одушевлённый образ, рождённый по воле богов… Страсти, двигающие нами, подобны множеству верёвок, тянущих в разные стороны».

Собственно, кукольный театр родился из религиозных, ещё языческих обрядов. В эпоху Средневековья и Возрождения кукольный театр преследовался инквизицией. Христианские фанатики разрушали тела языческих марионеток, и они валялись рядом с обломками статуй Аполлона, Вулкана и Венеры.

Много раз подвергались куклы запрету и физическому уничтожению, их пытали, обезглавливали и сжигали «заживо». Знаменитый парижский марионеточник Бриоше в середине XVII в. был арестован во время гастролей в Швеции по обвинению в колдовстве, так как заставлял (как утверждает обвинительный вердикт) «говорить, спорить и двигаться маленькие существа, которые могли быть только дьяволами».

Форма публикации

Однако позже католичество кукольные преставления стало использовать в своих целях. Куклы стали принимать участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В храмах Италии и Испании часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов (слово «марионетка» как раз произошло от «Марион» – Мария). Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе.

Но со временем куклы перестали быть связаны с культами и обрядами. Со второй половины XVII в. во Франции вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 сантиметров.

А поскольку специальных журналов, рассказывающих о новинках моды, в то время ещё не было, французы создали пандор. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, аксессуары. Позже, в 60-е гг. XIX века, пандоры переродились в манекен.

Форма публикации

В общем, со временем кукла утратила свою мистическую составляющую и превратилась просто в забаву – преимущественно детскую. И у неё сразу же нашлись противники. Игру в куклы признавали вредной Локк и Руссо. А известный педагог и психолог Б. Пэре более ста лет назад в крайне категоричной форме рассуждал: «Отдать всё внимание маленькой бесчувственной карикатуре вместо общения с окружающей жизнью, заполнить всё время только подражанию жестам и поступкам взрослых, их тону и манерам, вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью, – разве это желательно для души и тела ребенка?…»

Сегодня педагоги и психологи не так категоричны, хотя и признают, что от некоторых кукол (например, от знаменитой Барби) определённый вред всё-таки есть. И с этим сложно не согласиться.

Форма публикации

Утро.ру

Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий