в

Почему в сказках – избушка на курьих ножках?

Почему в сказках – избушка на курьих ножках?
rcl-uploader:post_thumbnail
Все мы помним с детства: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!». В большинстве русских народных сказок говорится о ней, об избушке на курьих ножках, где живёт старая Баба-Яга. Но почему избушка и почему именно на курьих ножках? Историки и фольклористы в один голос утверждают, что корни ведут в далёкое языческое прошлое и связано с древним погребальным культом.
В давние времена на территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки жили финно-угорские племена. Их культуру часто называют дьяковской из-за того, что одно из их древних поселений было найдено около села Дьяково (район современного Коломенского).
Первые исследователи, изучавшие дьяковскую культуру, долгое время недоумевали, почему у этого племени нет захоронений. Поэтому в их трудах мы не встретим никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Но 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье учёные-археологи обнаружили остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого они заметили кремированные останки нескольких человек, как мужчин, так и женщин, и детей. В 1966 году похожий сруб был найден в районе Звенигорода при раскопках другого дьяковского поселения возле Саввино-Сторожевского монастыря.
Форма публикации
Это был невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей, вход в который располагался на южной стороне.  Перед входом находился очаг. Внутри сооружения обнаружили кремированные останки не менее 24-х человек. Прах некоторых людей находился в специальных сосудах-урнах, чьи стенки были с одной стороны сильно обожжены. Вероятно, что при обряде погребения их помещали у костра. Рядом были найдены черепки древней утвари, части украшений и другие артефакты.
Исследователи подобные погребальные сооружения назвали «домиками мёртвых». Традиция ставить над погребениями бревенчатые срубы была распространена на севере Восточной Европы и Азии (кое-где подобная традиция существовала до 18 века). Скорее всего, тела сжигали где-то в другом месте, а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мёртвых» находились на самой территории городищ, а иногда и за их пределами.
Теперь рассмотрим вопрос, почему же избушка именно на курьих ножках. Если задуматься, то дело здесь совсем не в куриных лапах: сами «домики мёртвых» ставили на сваях или пнях, которые во время погребения обкуривали дымом, чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. А уже потом помещали в них прах. Соответственно, правильным было бы называть ножки «курными». «Курьи» получились уже в процессе формирования фольклора.
В русских народных сказках Баба-Яга хочет всех своих гостей изжарить в печи и съесть. Не исключаем, что мёртвых могли сжигать прямо в очаге, который всегда находился в «домиках мёртвых», тем более само погребальное сооружение служило хранилищем для сожжённых останков.
«Домики мёртвых» для древних финно-угорцев играли роль «порталов», ведущих в подземное царство, куда уходят умершие.  А для сказочных героев ведь путешествие в волшебную реальность начинается именно с избушки Бабы-Яги. Но откуда пришёл сам образ злобной старухи? Возможно, похоронные обряды проводили именно жрицы женского пола, не исключено, что это были пожилые женщины.
Форма публикации
Символично, что вход в избушку Бабы-Яги находится со стороны леса (здесь лес – символ смерти). Чтобы попасть в избушку, сказочный герой должен попросить её «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда и открывается вход в царство мёртвых. Сама же Баба-Яга сначала не видит незваного гостя и узнаёт о его приходе только по запаху: «русским духом пахнет!». Это указывает на то, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы исполнить задуманное, необходимо приобщиться к миру мёртвых. Для этого он обычно просит Бабу-Ягу накормить его, и она угощает его пищей мёртвых, либо сажает в печь. Здесь мы наблюдаем обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его волшебными свойствами, которые позволяют достигнуть желаемого в чужом для живого человека мире.
Существует даже теория о том, что русские вовсе не являются потомками славян, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также необычные для славянской культуры традиции. Но любая сказка возникает не на пустом месте, а является смесью старинных верований, легенд и мифов.

Форма публикации

Учасник

Автор: Буквоед

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий