в

Тайны Горы Крестов

Тайны Горы Крестов
rcl-uploader:post_thumbnail
В 12 километрах к северу от литовского города Шяуляй находится невысокий продолговатый холм Юргайчу, сплошь уставленный крестами. Их здесь десятки тысяч. Среди них есть деревянные и металлические кресты, каменные и даже сплетенные из ниток. Есть высокие – до 9 метров, и есть нательные крестики длиной всего в пару сантиметров. Есть католические и православные и даже иудейские шестиконечные звезды. Какие-то кресты сделаны профессиональными скульпторами, какие-то – обычными людьми. Некоторые поставлены здесь давным-давно, другие – буквально вчера.

 

Первое, что приходит в голову тем, кто видит это хаотичное скопление крестов, – что перед ними кладбище. Но это не так. На холме Юргайчу, или, как его теперь называют, Горе Крестов, нет захоронений. Кресты издавна приносят сюда из-за народного поверья. А оно гласит: тому, кто оставит на этой горе самодельный крест, будет сопутствовать удача.

 

Легенда о несчастном отце

 

Никто не помнит, откуда взялось поверье о том, что посещение этого места может изменить судьбу человека к лучшему. Никто не знает точно, когда здесь был установлен первый крест. Однако несколько предположений у исследователей все же есть.

 

В окрестных деревнях рассказывают, что самый первый крест на холме поставил несчастный вдовец, у которого внезапно тяжело заболела маленькая дочь. Отец дежурил у постели умирающей девочки и задремал. Во сне он увидел женщину в светлых одеждах (в некоторых версиях – саму Деву Марию). Она повелела ему сделать крест и отнести его на холм в деревню Мяшкучай. Проснувшись, мужчина выбежал во двор, схватил первое попавшееся под руку бревно, приладил к нему перекладину и поспешил на гору. Крест у него получился тяжелый, так что путь несчастного отца занял 13 часов. Но когда он вернулся, то на пороге дома его встретила выздоровевшая дочь. Вот после этого случая люди и стали ставить кресты на горе.

 

В другой версии легенды безутешный отец, потерявший любимую дочь, сделал своими руками деревянный крест и понес его на гору, где некогда стоял монастырь, а потом провалился под землю. Отец решил, что крест станет памятью и об исчезнувшем святом месте, и о его дочери. Вернувшись домой, он увидел, что его девочка жива и здорова. Весть об этом чуде разлетелась быстро. Люди из ближних сел и деревень стали приносить на гору кресты в надежде, что и у них все в жизни наладится.

 

Обе версии не дают даже намека на время, когда все это могло происходить. Зато в другой легенде есть точная дата – 1831 год. В те времена произошло польское восстание против Российской империи, которое закончилось весьма плачевно. В нем участвовало немало литовцев, которые боролись за независимость. Несколько тысяч человек погибло. И власти запретили создавать мемориал. Говорят, тогда родные и близкие и решили установить на горе кресты в память о павших и пропавших без вести. Косвенно эту версию подтверждает то, что первое упоминание о Горе Крестов в письменном источнике относится к 1850 году. Если бы это странное скопление распятий существовало раньше, неужели бы никто о нем не написал?

 

Памятник восстанию?

 

После подавления антироссийского восстания в Литве в 1863-1864 годах количество крестов на горе еще увеличилось. Рассказ о том, как они здесь появились, записал польский ученый Людвик Крживицкий в 1895-1898 годах. Тогда же он подсчитал, что на горе установлены 130 крестов. Он подробно описал Гору Крестов в своей книге «Жемайтийская старина».
Форма публикацииСуществует еще одна легенда, в которой называется другая дата появления первых крестов на горе – 1870-е годы. Легенда повествует о том, что сама Дева Мария с младенцем Иисусом на руках появилась тогда на этой горе. Ее видели десятки людей, и все, как один, утверждали потом, что Мадонна велела им устанавливать здесь кресты. Что они с превеликим рвением и стали делать. Так что к началу XX века крестов стало уже более 400, а в 1950-е годы – около 3 тысяч.

 

Эти легенды и предания возникли в разное время, однако история Горы Крестов на самом деле началась задолго до того. Она у этого места давняя и загадочная. Исследователи предполагают, что здесь некогда было древнее языческое капище. Правда, проверить это предположение не представляется возможным, поскольку для проведения раскопок пришлось бы снести большую часть крестов. Однако имеются косвенные подтверждения теории – это сами кресты. Среди самых старых на горе есть и такие, которые украшены орнаментами явно не христианскими, а языческими – например, солярными символами.

 

Кресты с подобной резьбой встречаются на всей территории расселения балтийских племен. Чаще всего их устанавливали около «священных» мест: у дубовых рощ, где поклонялись Перкунасу, в лесах, посвященных богине Медейне. Такие кресты ставили также у больших плоских камней, которые считались своего рода алтарями богини плодородия, или у источников. Впрочем, форма крестов появилась уже после столкновения с христианскими миссионерами в XIII-XIV веках. До того были просто столбы. Как писали католические монахи, на верхушку таких столбов зачастую был надет череп лошади. А под столбом горел негасимый огонь, на котором балты сжигали своих врагов.

 

Такая подмена языческих столбов на христианские кресты – не редкость в Литве. К примеру, в Вильнюсе на месте известного капища Перкунаса был построен костел Святого Станислава, на месте капища богини любви Милды – костел Петра и Павла, а на месте капища Рагутиса, покровителя пчеловодов, – Пятницкая церковь. После крещения литовцы еще долго помнили и чтили свои языческие обычаи. В итоге на стыке старых верований и новой веры возникла своего рода «народная религия». И одним из примеров такого смешения языческих и католических обрядов стала традиция ставить христианские кресты на месте бывших капищ.

 

Трагедия замка Куле

 

Со временем вокруг капища на горе Юргайчу возникло поселение, а потом и деревянный замок. И вот о нем-то уже известно побольше – в летописях он упоминается как городище Куле. Это название происходит, по-видимому, от протекающей неподалеку речки Кульпе. В 1991 и 1993 годах здесь обнаружили остатки деревянных построек, очаги, медные украшения, оружие, керамику и предметы бытового обихода. Большинство находок датировалось XIV веком. До сих пор от этого городища сохранились осыпавшиеся рвы, которые когда-то заполняла вода из огибающей холм речки Кульпе.

 

По пересказам утраченной Младшей Ливонской рифмованной хроники Бартоломея Хонеке известно, что 14 февраля 1348 года магистр Ливонского ордена Госвин фон Герике отправился в поход на Жемайтию и Шауляйскую землю, где уничтожил замки Дубиса, Бусинне, а также Куляй – то самое городище Куле. Тогда крестоносцы убили много литовцев. Так что как раз после этого к языческим столбам могли добавиться и христианские кресты, поставленные в память о погибших.
Форма публикацииНе удалось уничтожить это странное место ливонским рыцарям, не смогли сделать это и советские власти. В 1961 году они предприняли первую попытку сравнять Гору Крестов с землей. Подогнали бульдозеры и снесли около 5 тысяч крестов. Всего таких попыток было четыре, но все закончились неудачей. Днем власти срезали кресты и везли их в металлолом, деревянные жгли, а каменные дробили. Но по ночам люди приходили и ставили новые кресты, несмотря на охрану. В 1988 году, после начала перестройки, Гору Крестов оставили в покое, и с тех пор люди могут приходить на нее свободно.
Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий