Почему крестьяне гадали накануне церковных праздников, когда говорили «чур меня» и зачем девушки подслушивали у соседей под окнами? Рассказываем, как крестьяне пытались узнать ответы на самые разные вопросы – гадали на урожай, на погоду и на будущего мужа.

Все вопросы к нечистой силе

1599340477 1 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьянеНиколай Бессонов. Гадалка (фрагмент). 1996. Частное собрание

 

1599340401 2 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
Павел Кузнецов. Гадание (фрагмент). 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1599340393 3 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Михаил Врубель. Гадалка (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

На Руси гадания считались важным и ответственным делом: они отвечали на самые разные вопросы. Крестьяне верили, что в этом помогают магические силы – как правило, нечисть. Поэтому во время обряда распускали волосы, снимали кресты, перед ритуалом не крестились, а иконы поворачивали к стене. Церковь осуждала гадания – как языческое суеверие. Однако крестьяне воспринимали ритуалы как «открывание Божьей воли» и за ответами на вопросы обращались в том числе к Священному Писанию.

 

Гадания считали опасными, так как злые духи могли навредить или утащить на «тот свет». Чтобы защититься, во время ритуала нельзя было говорить, смеяться и оглядываться, нужно было держать друг друга за мизинцы или начертить защитный круг. Ворожбу следовало правильно завершить – перекреститься, убежать или «зачураться», то есть произнести магическое «чур меня».

 

Гадали обычно после захода солнца, вечером или ночью. Верили, что нечистые духи являются в магическое и опасное время, которое приходилось на середину зимы и лета – Святки и Иванов день. Гадали накануне больших церковных праздников: считалось, что праздничная служба прогоняет нечисть, а потому судьбу у духов узнавали заранее.

 

Для ритуалов выбирали «нечистые» места: пустые заброшенные дома, хлев, подвал и чердак, места у забора и ворот. Ходили к колодцам или источникам, на перекрестки и даже кладбища. Однако главным магическим местом считали баню. Верили, что здесь водятся черти и кикиморы, а также обитает демонологический персонаж – банник.

 

Известно много разных способов гаданий: в деревнях ворожили на воске, расплавленном металле, по священным и гадательным книгам. Спрашивали о важных и практичных вещах – о здоровье и будущем урожае, богатстве и погоде, причинах болезней и их исходе, о судьбе пропавших родных и о суженом, о верности супруга и об успехе поездки.
Во время гаданий пытались вычислить вора, определить колдуна или ведьму, найти пропавшую скотину. Для ворожбы брали домашнюю утварь – кочергу, веник, горшок – а еще угли из печки, одежду, обувь, украшения.

 

Духов «подкармливали» едой с праздничного стола: хлебом, блинами, кашей. К гаданию старательно готовились, потом ждали знаков от потусторонних сил и расшифровывали их. Такими знаками могли быть случайные звуки, силуэты теней, форма расплавленного воска, сны и поведение животных.

Святочные гадания

1599340452 4 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Иван Крамской. Святочное гадание (фрагмент). 1880-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1599340394 5 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Николай Пимоненко. Святочное гадание (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1599340456 6 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Константин Маковский. Святочное гадание (фрагмент). 1900-е. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

 

В деревнях на Святки гадали по случайным звукам: после захода солнца выходили на порог дома, к колодцам или перекресткам и внимательно прислушивались. Звон колоколов или стук топора считали недобрыми знаками, которые предвещали смерть или беду. Музыку, веселое пение или лай собаки расценивали как знак скорой свадьбы, а топот коня – как предвестник дальней дороги.
Существовал также обычай ловить обрывки чужих фраз и толковать судьбу по ним. Девушки после праздничного застолья «ходили слушать» на улицу или шли к окну соседнего дома и прислушивались, о чем говорят хозяева: слова «возьми», «иди» предвещали свадьбу, а, например, слова «останься» или «сядь» – долгое девичество.

 

Также на Святки девушки гадали по восковой свече: считалось, если огонь горит ярко и плавно, то жизнь будет тихая и безмятежная, если мерцает и потрескивает, то хозяйке придется испытать много горя. Чья свеча погаснет первой, та проживет меньше всех из присутствующих, а чей огонек догорит последним, та будет жить дольше.

 

Важным в крестьянской традиции считалось гадание о будущем урожае: когда и кому из семьи лучше начать сеять, какая из культур лучше уродится. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описал гадание об урожае в канун Нового года в Архангельской губернии.

 

Крестьяне шли на гумно, брали с собой нож и парус. Садились в центре, очерчивали вокруг себя ножом защитную линию и укрывались парусом, а нож втыкали в землю. Гадающие внимательно слушали: если послышится шум снопов и звук молотьбы – значит, будущий год будет изобильным. Тишину расценивали как знак неурожайного и голодного года. Верили, что в это время злые духи молотят и, если покинуть защитный круг до того, как они закончат работать, нетерпеливого заколют ножом.

 

Александр Афанасьев описал еще одно распространенное святочное гадание. Девушки и юноши собирались в чьей-то избе, в чашу или блюдо с водой клали хлеб, уголь, золу, щепотку соли, украшения: кольца, серьги, броши – и накрывали сосуд белым платком. Затем пели особые, подблюдные песни с краткими предсказаниями и приговаривали: «Кому вынется – тому сбудется, скоро сбудется – не минуется!» Во время пения доставали из чаши предметы. Чья вещь попалась – тот и считал прозвучавший отрывок куплета своим предсказанием.

Гадания на суженого

1599340430 7 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Карл Брюллов. Гадающая Светлана (фрагмент). 1836. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

1599340409 8 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Генрих Семирадский. Ночь святого Андрея. Ворожба (фрагмент). 1867. Частное собрание

1599340498 9 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Орест Кипренский. Ворожея со свечой (фрагмент). 1828. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Самыми популярными были гадания о будущем супруге. Узнать пытались всё: имя, внешность и возраст, богат он или беден, холост или вдовец, каков его характер, кто в семье будет главным, с какой стороны придет или приедет жених. Часто во время гаданий девушкам помогала пожилая опытная женщина, которая объясняла, как и что нужно делать, толковала знаки.

 

Александр Афанасьев описал гадания на будущего жениха, связанные с водой и огнем. Зажигали лучину, втыкали ее в бревно и смотрели, в какую сторону упадет пепел – с той стороны и явится жених. Обмакивали лучину в воду и потом зажигали – если быстро загорится, брак будет хорошим. Гадали и на домашних животных: приносили в дом курицу или петуха и предлагали им зерно. К чьей горстке птица подойдет первой, та раньше других выйдет замуж.
Берут несколько скорлупок грецких орехов, вставляют в них маленькие обрезки восковых свеч, зажигают и опускают в чашку, наполненную водою; каждая свечка пускается на имя одной из гадающих девиц. Чья свеча сгорит прежде, та девица скорей всех замуж выйдет, и наоборот; а чья свеча потонет – той девице умереть незамужнею.
<…>
Гадают еще так: собравшись толпою, бегут крестьянские девушки к реке или пруду, набирают в рот воды и спешат воротиться в избу, если удастся донести воду во рту, то жених посватается; а которая девица выпустит воду от испуга, кашля или утомления – той нечего и думать о женихе; воротившаяся прежде всех с водою – прежде всех и замуж выйдет.

 

Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»

 

1599340462 10 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьянеКузьма Петров-Водкин. Цыганки (фрагмент). 1926-1927. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1599340500 11 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Семен Кожин. Гадание на венках (фрагмент). 2008. Частное собрание

1599340411 12 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Алексей Венецианов. Гадание на картах (фрагмент). 1842. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Опасными считали святочные гадания с зеркалами – к ним не допускали юных девочек. Для ритуала устанавливали друг напротив друга два больших зеркала и освещали их свечами. Отражения образовывали длинный коридор. В комнате оставалась гадающая девушка и ее подруги, которым следовало молчать.
Девушка внимательно всматривалась в зеркальный коридор, в котором должен был появиться суженый. Верили, что образ супруга принимает нечистая сила, только самые смелые отваживались ворожить таким способом. Таким же «страшным» был обряд, когда жениха высматривали в водной глади.

 

Также на суженого гадали по снам: считалось, что душа в это время покидает тело и отправляется в потусторонний мир. Чтобы сон стал вещим, проводили особые обряды – вплетали в волосы травы, умывались водой из нескольких колодцев, ложились спать в одежде. Под кровать или подушку клали гребень для волос, ключ или хлеб. Перед сном девушка произносила заклинание, например «суженый-ряженый, причеши меня» или же «приходи со мной ужинать». Считалось, что приснившийся человек и есть будущий супруг.

Гадательные книги

1599340473 13 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Константин Коровин. Портрет артистки Татьяны Любатович (фрагмент). 1880-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1599340436 14 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Абрам Архипов. В гостях (В весенний праздник) (фрагмент). 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1599340453 15 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне

Валентин Серов. Портрет Аделаиды Симонович, сестры художника (фрагмент). 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

В деревнях предсказывали судьбу, погоду и будущий урожай по гадательным книгам. Они были в основном переводными и пришли на Русь из Византии и других стран в Средние века. Книги предсказывали засухи, нашествия насекомых-вредителей, хозяйственные и политические события.

 

Каждая была посвящена какому-то явлению. Тексты громника, например, толковали все по грому: апрельский сулил гибель пшеницы и голод в восточных странах, а осенний – междоусобные войны, но добрую зиму и полноводные реки. По лунникам предсказывали судьбу человека и погоду в зависимости от фазы луны. В них приводились земледельческие и медицинские советы, предсказания на родившихся или заболевших в определенный день месяца, благополучные и неблагополучные дни месяца и время, когда сбываются сны.

 

Позднее на смену громникам и лунникам пришли популярные в народе лубочные издания, по которым также предсказывали судьбу и толковали сны. Гадали по ним с помощью жребия, для этого брали прутики с засечками или игральные кости. По количеству засечек или точек определяли номер изречения в гадательной книге, которое и становилось ответом на вопрос.

 

Однако самым популярным способом узнать судьбу долго оставалось гадание по псалтыри. Книгу раскрывали наугад и толковали первое слово и первый стих на странице как ответ на вопрос. Известен и другой способ: в псалтырь вкладывали записки с вопросами и ключ, а затем подвешивали книгу на палец человеку. Хорошим знаком считали, если она завертится на пальце. И хотя церковь не одобряла гадательные книги, но гадания по псалтыри не запрещала.
0
2

Автор публикации

не в сети 6 дней

IRBIS

14 70x70 - Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне 15K
Любознательна и любопытна, иногда чересчур...
Комментарии: 5Публикации: 393Регистрация: 24-09-2018