Когда места на суше становится мало, самое время присмотреться к водоемам. Мы незаслуженно забываем об этом пространстве, когда хотим отдохнуть, а если и выбираемся к воде, то купаемся или валяемся на пляже. Хотя для того, чтобы покорить водное пространство, надо не так уж много – правильно выбрать лодку. Правда, здесь появляется много терминов и характеристик, разобраться в которых не каждому под силу. Поэтому мы справки у производителей и экспертов, как выбрать лодку ПВХ, и на что обратить особенное внимание.

Сколько стоят лодки?

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов
Кому-то достаточно и простенькой лодки с веслами, чтобы рыбачить на спокойной реке, а другим подавай морские выходы, волны и быстрое перемещение по воде. Для таких уже надо выбирать что-то покруче. Поэтому именно от ваших предпочтений будет зависеть стоимость лодки. И разрыв этот огромен: от десяти до ста с лишним тысяч рублей. Обычная вместительная лодка с навесным мотором для просторных водоемов обойдется в 10-15 тысяч рублей, планируете большую охоту – готовьте от 20 до 60 тысяч, ну а если задумали большую морскую прогулку – минимум 65 тысяч.

Как выбрать вместимость лодки?

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов
Самые простые и небольшие лодки, понятно, пригодятся только для рыбалки на узкой реке. Обычно это судна в пару метров длиной и грузоподъемностью 110 килограммов (достаточно для одного человека и снеди), на них не поставишь (и не надо) мотор, диаметр баллонов составляет 30 см, а плотность ПВХ – 750 г/кв.м. В собранном виде такая лодка весит 12 кило, ее удобно транспортировать.
Для ловли рыбы на большом водоеме уже понадобится лодка с навесным мотором мощностью 5 лошадиных сил. Длина корпуса – не меньше 280 см, а диаметр бортов – 33-36 см. Такие лодки рассчитаны на двух людей, поэтому и грузоподъемность у них – 220 кило. Обязательно твердое дно и киль посередине. Плотность ПВХ – 850 г/кв.м.
Любите охоту в камышах? Берите лодку с тупым носом и двигателем мощностью 9,9 «лошадей». Диаметр баллонов в этом случае составит 40 см, а длина корпуса – 320 см. Здесь спокойно разместятся до трех человек, поэтому и грузоподъемность соответствующая – 400 килограммов.
Ваша стихия – просторное море и большие скорости? Тогда стоит присмотреться к лодкам длиной 420 сантиметров с баллонами диаметром в 45 см. На таких комфортно будет себя чувствовать компания до шести человек, а перевезти здесь можно до 700 кило (включая вес пассажиров). Мощность моторов уже серьезная – 30 лошадиных сил. Как и вес судна в 135 кило.

Нужно ли регистрировать лодку?

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов
Все лодки, что меньше 200 килограммов, регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам не нужно. Но стоит учесть, что, согласно ГОСТу Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные», в этот «удельный вес» входит также масса наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем. Даже если вы решите установить более легкий двигатель. Пассажиры, снасти и все остальные в указанную массу не входят.

Устройство лодки ПВХ

В устройство лодки ПВХ входят следующие элементы:

1. Баллоны

Каждый баллон представляет собой полую ячейку. После того, как ее накачивают воздухом, она удерживает лодку на воде. Баллоны оборудуют клапанами, которые позволяют регулировать давление и стравливать лишнее.

2. Днище

Различают несколько типов днища лодок ПВХ. Классика — простое в сборке надувное днище, которое до сих пор можно встретить в старых моделях. Но если раньше деваться особенно было некуда, то сегодня такие варианты выбирают редко, потому что они ломаются, трескаются и быстро стираются. Кстати, сейчас производители усовершенствовали старую технологию, а надувные днища превратились в технологичные air deck — модели, подходящие тем, кому важны простая сборка и компактность.
Другой тип — реечное днище — чаще всего используют в малых и средних лодках, для навигации по спокойным и не очень глубоким водоемам. Они легкие и простые в использовании, но материал требует более тщательного ухода, чем надувное днище.
Третья модель настила — жесткое днище — делится на несколько подвидов в зависимости от жесткости, но независимо от этого их устанавливают в больших лодках длиной от трех метров. Эти и без того прочные днища иногда дополнительно усиливают, что позволяет не просто стоять в лодке, но и ходить во время ее движения без риска упасть за борт. Рыбачить в лодках с таким днищем можно даже на волнах, но за особую устойчивость приходится платить приличным весом и регулярным уходом.

3. Киль

Чтобы улучшить рабочие характеристики и повысить управляемость, в лодки устанавливают киль. Максимально стабильными и надежными считаются жесткие кили. Они помогают сохранить курс даже при сильном ветре и прекрасно держат судно на поворотах. Надувные модели по сравнению с ними более упругие и легкие, благодаря чему заметно улучшают ходовые характеристики лодок.

4. Банки

Банкой называют деревянную планку, которая торцами крепится к бортам судна. Фиксируется крепление гибкими петлями или пазами и бывает двух типов: жесткое и плавающее. У последнего есть продольные направляющие, которые помогают перемещать сидение в любое удобное место.

5. Пластина крепления мотора (транец)

Стационарный транец, на который крепится мотор, устанавливают на корме судна еще при склейке. Высоту его обычно не регулируют, а мотор подбирают по общей высоте транца. Приобретая лодку с таким транцем, особенное внимание стоит уделить углу наклона — он должен составлять 4-6 градусов, чтобы нога двигателя оптимально погружалась в воду. Также во время использования лодки старайтесь, чтобы нога двигателя не билась о камни или дно — из-за этого транец может просто вырвать из судна, а корпус лодки разрушится. В зависимости от рекомендованной мощности мотора толщина транца может варьироваться от 12 до 30 мм.
Подвесные транцы больше подойдут для маломощных двигателей до 3,5 л.с. Транец должен быть шероховатым (чтобы двигатель лучше зафиксировался), устойчивым к механическим повреждениям и влагостойким.

6. Двигатель

Если вам нужна лодка для рыбалки в тихих водах узкой реки или небольшого озера, необходимости в двигателе нет. Во всех остальных случаях выбирайте мощность двигателя (она достигает 30 л.с.) в зависимости от того, как вы будете использовать судно. Для рыбалки и охоты достаточно двигателя максимум на 10 л.с., для морского троллинга — 15 л.с., а все, что выше, подойдет уже для морских аттракционов.

7. Весла с уключинами

В идеале весла у всех лодок должны идти в комплекте. Вам ведь надо как-то управлять судном и аккуратно приближаться к намеченным точкам? И лучше не тратить лишнее время на поиски подходящих весел. Это основная движущая сила, когда нет мотора. (Но даже если в вашей лодке установлен мотор, все равно положите весла на всякий случай). Уключины, куда устанавливаются весла, также должны быть на всех лодках ПВХ. Исключение составляют разве что судна с гребками и байдарочным веслом.

8. Клапана

Через клапана, установленные на баллонах, лодка накачивается и сдувается. В современных моделях за это отвечают два отдельных положения: достаточно повернуть сердцевину в нужную сторону. На премиальные лодки ставят также защитные клапана, которые стравливают из баллона лишнее давление. Это гарантирует вам, что швы не разойдутся в самый неподходящий момент, а надувной отсек не взровется.

9. Леерный пояс

Благодаря леерному поясу лодку можно переносить в любое место, на него можно привязывать все, что вам заблагорассудится, но главная его ответственность — ваша безопасность. Он обхватывает судно вокруг наружной стороны баллонов, к нему можно карабином пристегнуть пассажиров.

Какие лодки бывают?

С базовыми факторами разобрались – теперь поговорим о разновидностях. Они обозначаются чаще всего аббревиатурами, которые человеку неподготовленному покажутся абракадаброй, но все очень просто. Объясняем на пальцах.

Лодки РИБ

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов
Дословно РИБ – это Rigid Inflatable Boat, а если по-русски – жесткая надувная лодка. В отличие от надувных лодок ПВХ, у них жесткое алюминиевое или пластиковое дно. Алюминий подойдет любителям прогуляться по льдам или водоемам среди скал, сторонники более спокойных условий смело могут брать пластик. Надувная часть прикрепляется вулканизацией, склеиванием или ультразвуковой сваркой. Что же до размеров, то здесь вы ограничены только собственными потребностями: рыбаки прекрасно будут чувствовать себя в лодке до четырех метров, а на моделях до 11 метров можно отправиться  в большое плавание – это уже практически яхты, только мобильные и удобные в транспортировке (некоторые модели легко помещаются в багажник).
Главные достоинства РИБ – износостойкость и надежность. Расположенные на достаточной высоте надувные борта работают как амортизаторы, смягчая удары волн и уменьшая боковую качку, а состоящие из нескольких секций баллоны повышают остойчивость и плавучесть. На такие лодки можно поставить мощный мотор и развить скорость до 100 км/ч.
Из недостатков – все-таки достаточно приличный вес. Кроме того, пластиковое дно такого судна легко поцарапать, если зайти на слишком твердый берег.

Гребные лодки

Гребные лодки состоят из двух баллонов, разделенных (для вашей безопасности) изолированными отсеками. Днище, выполненное из ПВХ, может быть как надувным, так и не надувным. Самые дешевые модели делают без сидячих мест, но в большинстве случаев все же парочка жестких сидений в таких суднах есть, а иногда и целые надувные кресла.

Лодки под мотор

В лодках под мотор можно использовать подвесной двигатель, что позволяет развивать скорость до 60 км/ч и выходить на глиссирование. Удобные в эксплуатации и простые в обслуживании, они станут идеальным судном для рыбалки рыбалки в одиночку или в небольшой компании.

Лодки с навесным транцем

Вес таких лодок значительно меньше, чем у суден со стационарным транцем.Их не нужно регистрировать в ГИМС, вам даже не придется получать права для управления. Все это (плюс простота и скорость сборки) гарантировали популярность лодкам с навесным транцем. К тому же они относительно недорогие. И хотя мощные моторы на них не поставишь, благодаря небольшому весу лодки даже они дадут приличную скорость.

Лодки с фальшбортом

Баллон в лодках с фальшбортом располагается на уровне поясницы, что делает управление более комфортным. Кроме того, фальшборт делает глубже внутреннюю часть лодки и снижает вероятность выпадения из лодки на поворотах, а дополнительный баллон повышает непотопляемость. Также фальшбортные лодки комплектуют фартуком, защищающим содержимое судна от брызг. В зависимости от модели эти лодки комплектуются деревянным или надувным дном, но любой из них гарантирует комфортное и безопасное перемещение по судну.

Лодки с тримаранным днищем

Тримаранные лодки с пластиковым дном развивает уверенную скорость даже на веслах, они маневренные и прочные, но совершенно не приспособлены к низким температурам. Стоит оставить ее на морозе, как дно начнет отслаиваться. Также не может быть и речи о том, чтобы такие модели задевали днищем каменистое дно водоема.

Лодки для водомета

Главные достоинства лодок с водометами — проходимость, безопасность, маневренность и управляемость. Движущиеся части таких двигателей спрятаны внутрь корпуса, что защищает мотор от внешних повреждений, а также благодаря этому водометный двигатель травмировать человека.

Типы днищ в надувных лодках ПВХ

Пока баллоны держат судно на плаву, удобство вашего перемещения в лодке будет зависеть от типа днища. Так что смотрите на эту часть корпуса особенно пристально.

  1. У моделей без днища между баллонами есть небольшая прослойка ПВХ. Своим весом пассажиры продавливают ее, из-за чего появляются колебания, а значит, и сложности передвижения в лодке. Чтобы лишний раз не балансировать на грани сухого и мокрого, лучше всего в такие судна садиться сразу на берегу и больше не двигаться. Подойдет, если вы любите одиночную рыбалку или уединенные прогулки. Но стоит тысячу раз подумать, прежде, чем взять на даже второго человека. Также в таких моделях придется следить за острыми предметами и снаряжением, которые могут повредить дно.
  2. Жесткое днище обычно делают из защищенных от набухания листов ДСП или алюминия, а вставляется оно в специальные пазы. С таким дном вы будете чувствовать себя достаточно уверенно даже во время рыбалки стоя. Можно даже не опасаться заплывать далеко от берега, вставать и разминать ноги.
  3. Надувное дно. Современные надувные днища практически не уступают жесткому настилу, разве что требуют к себе более бережного отношения. Различают два типа надувного дна: низкого и высокого давления. Но чем они отличаются?

Лодки НДНД

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов
НДНД – это надувное дно низкого давления. Накачать такую лодку можно обычной автомобильной «лягушкой» и обойтись без специального насоса. Производят эти судна из сверхпрочного двухслойного материала, сваривая ровными швами. За килеватость отвечают тканевые перегородки. Одни из главных достоинств лодок НДНД – удобная сборка и доступность, но еще больше их ценят за то, что в случае пробоины одного из баллонов до берега можно добраться с помощью днища. Кстати, дно накачивается очень быстро и смягчает удары волн. Однако те же особенности дна уменьшают полезную площадь судна, а из-за мягкого пола вам придется какое-то время балансировать, пока не найдете равновесие. И вставайте аккуратнее – центр тяжести смещается, и вам придется сосредоточиться, чтобы не упасть.

Лодки НДВД

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов
Надувное дно высокого давления – это уже немного хай-тек. Это вставной каркас (в некоторых моделях вклеенный), который можно начать до «каменной» жесткости. Хорошо подойдет тем, кто планирует ставить мотор или рыбачить стоя. Достоинства здесь такие же, как и у НДНД, только к ним добавляется очень жесткая палуба. Но такое судно менее компактно, а из-за жесткости и дополнительных ребер лодку проще повредить на водоемах с каменистыми участками. Ну и конечно, лучше всего использовать такие судна только на мягком донном грунте.

Параметры для выбора лодки ПВХ:

Наружные габариты

От этого параметра зависит вместимость судна, его проходимость и плавучесть на разных участках. Чем больше водоем, тем длиннее и шире должна быть лодка. Например, в море выходят обычно на моделях длиной 3,5 — 4,5 метра, для водохранилищ и больших озер подойдут лодки от 2,8 до 3,3 метра, выходить на реки с небольшим течением лучше на лодках 2,4 — 2,7 метра, а судна со скромными габаритами от 1,8 до 2,2 метра идеальны для рыбалки на ставках.

Транспортировочный размер и вес

Главные достоинства лодок ПВХ — легкость и компактность, но и здесь есть свои особенности, которые стоит учитывать, выбирая способ транспортировки судна на место. Если хотите нести все в руках, выбирайте модели размером 130 х 45 х 35 и весом до 15 кг. Добираетесь до берега на легковом автомобиле,  а для лодки есть место только в багажнике? Ваш выбор — модели весом до 36 кг и размерами 130 х 55 х 30 см. А вот суднам в 80 кг и с габаритами 170 х 55 х 45 — место на багажнике на крыше машины или на разложенных задних сиденьях универсалов.

Плотность ПВХ

В зависимости от того, где и как вы планируете использовать лодку, важно выбрать и плотность ПВХ. Обычно этот показатель составляет от 700 до 1100 г/кв.м. Но универсальных материалов не бывает. Поэтому если ваша стихия — открытая озерная вода и спокойная рыбалка, подойдет минимальный показатель. Собираетесь лезть в камыши и не хотите проколоть лодку? Смотрите на лодки с плотностью ПВХ минимум 900 г/кв.м. Ну а максимальные характеристики — для любителей троллинга с мощными блеснами и крючками.
Сегодня на рынке можно найти бесконечно много лодок на самый разный вкус. Запутаться в этом разнообразии проще простого, а приведет это не только к тому, что вы возьмете не то, что хотели, а элементарно к лишним тратам. Поэтому к выбору надо подходить с толком.
0
5

Автор публикации

не в сети 2 дня

DrZlo

Как выбрать надувную лодку ПВХ? Главные параметры и советы экспертов 24,01
Алкоголик из Питера
Комментарии: 2Публикации: 12Регистрация: 14-06-2020