в

«АРХИВ 81» ОТ NETFLIX МОЖНО НАЗВАТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ТРИЛЛЕРОВ ГОДА

«АРХИВ 81» ОТ NETFLIX МОЖНО НАЗВАТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ТРИЛЛЕРОВ ГОДА

Напряжённый сюжет, множество отсылок к классике кино и отличные съёмки захватывают моментально.

14 января на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Архив 81», основанный на одноимённом подкасте. В первые дни после релиза про проект говорили не слишком много. А поклонники оригинала и вовсе ругали экранизацию.

Дело в том, что авторы подкаста вдохновлялись не только традиционными мистическими сюжетами вроде «Секретных материалов», но и, например, литературным творчеством Джеффа Вандермеера. В итоге аудиовариант «Архива 81» представлял собой разрозненный набор записей, из которых сам слушатель должен был сложить цельную историю.

Разумеется, экранизацию сделали более простой для восприятия, что и разозлило фанатов. Но если рассматривать сериальный «Архив 81» как отдельное произведение, то он выглядит потрясающей смесью нескольких традиционных сюжетов, которые в сумме дают непредсказуемую и очень напряжённую историю.

Поэтому уже через неделю после релиза, благодаря отзывам зрителей, проект вырвался в лидеры по просмотрам на Netflix, а на сайте‑агрегаторе Rotten Tomatoes у него 89% положительных рецензий критиков.

Такие похвалы действительно заслуженны. Проект объединяет в себе разные жанры, отлично держит внимание зрителя, а ещё радует интересной постановкой и обилием отсылок.

«Архив 81» полностью захватывает миксом из сюжетов

Дэн Тёрнер (Мамуду Ати), ещё ребёнком потерявший в пожаре всю семью, работает реставратором киноплёнок и видеокассет. Однажды ему присылают очень старую запись с фильмом, в котором показывают жуткий ритуал. После того как Дэн восстанавливает и обрабатывает плёнку, его нанимает загадочный Вёрджил Давенпорт (Мартин Донован), глава корпорации LMG.

За вознаграждение в 100 тысяч долларов Тёрнеру предлагается восстановить и оцифровать серию кассет, пострадавших в пожаре. Причём всё должно быть строго конфиденциально, и работать он будет в уединённом месте, где даже не ловит мобильный.

Взявшись за заказ, Дэн просматривает записи Мелоди Пендрас (Дина Шихаби). В 1994 году она отправляется искать свою мать в апартаменты «Виссер», снимая всё на видеокамеру. Героиня знакомится там с обитателями дома, которые оказываются последователями некоего культа. А дальше Дэн узнаёт, что в этом деле как‑то был замешан его погибший отец. И что ещё более странно — юноша может мистическим образом связываться с Мелоди.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Архива 81», — это нагруженность сюжета. Создаётся впечатление, что авторы решили захватить буквально все типичные приёмы из триллеров, мистики и хорроров.

С самого начала запускают две сюжетные линии, да ещё и происходящие в разных временах. История Дэна обыгрывает тему «найденной плёнки» (found footage) — жанр, который когда‑то популяризировала «Ведьма из Блэр».

По сути, этот приём стал отмирать на фоне развития цифровых технологий (точнее, уступил место современному аналогу — Screenlife). Но авторы сериала разумно оживляют его, обратившись к ретротематике.

При этом линия Мелоди, если рассматривать её отдельно, напоминает «квартирную трилогию» Романа Полански, особенно фильм «Ребёнок Розмари». В нём героиня тоже оказывается в здании, населённом загадочными людьми, и всё больше подозревает, что те злодеи.

Но и на этом авторы «Архива 81» не останавливаются. Постепенно Дэн и его друг Марк (Мэтт Мак‑Горри) разворачивают собственное расследование в духе «Секретных материалов», превратив происходящее в головоломный детектив.

Не менее интересно, что судьбы героев в обоих временах чем‑то схожи. Они всё больше погружаются в паранойю, исследуя странные дома, в которых живут.

И уж совершенно внезапно здесь появляется даже история любви.

Можно и дальше перечислять неожиданные ходы, которые покажут в сериале, но лучше не лишать удовольствия ещё не посмотревших. Ведь немалая часть напряжённой атмосферы держится как раз на полной неизвестности: в любой момент проект может сменить жанр, художественные приёмы и даже время действия.

Вроде бы в такой компиляции нет ничего удивительного. Авторы современных фильмов и сериалов часто стараются не останавливаться на одном жанре, а как‑то совмещать классические сюжеты. Поражает лишь, что при такой нагруженности «Архив 81» не выглядит хаотичным.

Всё дело в том, что линии очень аккуратно переплетают друг с другом: истории не кажутся разрозненными, а каждая следующая сцена или тема логично вытекает из предыдущей. И здесь остаётся только радоваться мастерству сценаристов и шоураннера. Но надо учесть, что этот сериал не получится смотреть в фоновом режиме. Темп и количество событий подразумевают полное погружение.

В «Архиве 81» всё работает на то, чтобы напугать вас

В последние годы принято хвалить так называемые постхорроры (или «возвышенные хорроры» — elevated horror) — картины, которые пугают не скримерами, а метафоричностью и чуть ли не философией. Но при этом любовь зрителей к обычным ужастикам, заставляющим подпрыгивать в кресле и кричать, никуда не делась.

«АРХИВ 81» ОТ NETFLIX МОЖНО НАЗВАТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ТРИЛЛЕРОВ ГОДА

И «Архив 81» станет неплохой отдушиной для любителей старого доброго хоррора. Тут можно обратить внимание на исполнительных продюсеров проекта. Среди них значится, например, Джеймс Ван — создатель «Астрала» и «Заклятия». И кажется, что пугающие приёмы режиссёры и сценаристы подсматривали в его работах. Вряд ли Ван лично много участвовал в съёмочном процессе: слишком много проектов он параллельно создавал сам. Но сцена со спиритическим сеансом уж точно пришла из его картин (аналоги были в обоих приведённых примерах).

Также в компании продюсеров фигурирует Пол Харрис Бордман — соавтор Скотта Дерриксона в ленте «Избави нас от лукавого». Он же поработал и над сценариями «Архива 81», вместе с шоураннером Ребеккой Сонненшайн. У последней не так много заслуг в жанре мистики и хоррора, но она когда‑то немало сделала для сериала «Дневники вампира».

«АРХИВ 81» ОТ NETFLIX МОЖНО НАЗВАТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ТРИЛЛЕРОВ ГОДА

Словом, сомневаться в профессионализме команды не приходится: они умеют пугать. И большая половина сериала действительно раздолье для любителей острых ощущений. Причём авторы используют совершенно разные способы. Зачастую это, конечно, классические скримеры, вплоть до отсылок к легендарному «Звонку». Но кроме этого на тревожную атмосферу работают буквально все составляющие.

Так, звук играет очень важную роль. Саундтрек часто пускают даже слишком громко, чтобы создать у зрителя дискомфорт. Отлично чувствуется, что над музыкой работал Бен Солсбери — постоянный композитор Алекса Гарленда.

Вспомните «Разрабов»: те же гул и звон, которые бесконечно тянутся, замолкают на долю секунды и начинаются заново. И каждый раз вызывают тревогу. При этом звуковая составляющая становится и частью сюжета: одна из жительниц «Виссера» пишет экспериментальную оперу, а главную героиню преследует зловещая музыка культистов.

И уже ко всему этому Сонненшайн и соавторы добавляют параноидальную атмосферу: персонажам кажется, что за ними следят, и в кадре действительно часто мелькают важные мелочи на фоне.

В какой‑то момент дойдёт и до метаиронии: Мелоди наблюдает за жизнью через объектив своей видеокамеры, Дэн просматривает её записи, за ним скрыто следит Давенпорт, и за всеми вместе наблюдают через экран зрители. Ну как тут не начать оглядываться по сторонам: вдруг и на нас смотрит кто‑то уровнем повыше?

3. В сериале огромное количество отсылок и стилизаций

Как уже сказано в предыдущих пунктах, «Архив 81» нередко обращается к классике кинематографа. Но только лишь сюжетными рефренами дело не ограничивается. Можно сказать, что этот сериал в целом — признание в любви к кино во всех его проявлениях. Не зря главный герой рассказывает, что ещё в детстве посмотрел с отцом много великих фильмов.

В небольших деталях, которые показывают авторы «Архива 81», можно заметить даже намёки на развитие сюжета. Так, Дэн включает «Солярис» Тарковского, в котором герой встречается со своей погибшей женой, — а позже Тёрнер начнёт общаться с умершей Мелоди.

Кроме того, юноша носит футболку с логотипом «Министерства страха» Фрица Ланга — это картина о человеке, который находился в психиатрической лечебнице, а потом подозревал своих близких в заговоре. Точно так же неуравновешенный Дэн будет сомневаться в своём отце.

А ближе к финалу появится постер «Дьяволиц» 1954 года, и они тоже связаны с сюжетом. И даже мультик «Секрет НИМХ», который любят оба главных персонажа, фигурирует не просто так.

А помимо этого «Архив 81» радует и визуальными стилизациями. Сцены, которые снимала Мелоди, действительно выглядят старой записью с VHS‑камеры. И дело не только в формате 4: 3, но и в помехах, и даже в полосе внизу кадра, которая появлялась на некачественных или испорченных плёнках.

Из сериала даже можно узнать об удивительной видеокамере PXL2000, которая записывала изображение на аудиокассеты.

Если и этого мало, каждый эпизод начинается с небольшого стилизованного ролика. Это может быть архивный выпуск новостей, кусочек из старого фильма, даже необычная реклама. Причём все эти детали не просто радуют глаз, но и играют свою роль в сюжете.

И отдельной иронией выглядит персонаж Марк — друг главного героя. Он ведёт собственный подкаст, посвящённый всяческой мистике. Своеобразный небольшой привет оригиналу, из которого зародился сериал.

«АРХИВ 81» ОТ NETFLIX МОЖНО НАЗВАТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ТРИЛЛЕРОВ ГОДА

Очень удачно, что «Архив 81» вышел именно на Netflix — сервисе, который выпускает проекты целыми сезонами, а не по эпизодам. Сериал идеально подходит для «запойного» просмотра за пару вечеров. Именно так лучше всего получается погрузиться в мистическую и пугающую атмосферу старых плёнок.

К финалу жуткое настроение немного спадает, уступая место разъяснениям. И конечно, не обойдётся без задела на возможное продолжение. Но и это не портит историю: она выглядит целостной и захватывающей, как небольшое путешествие в другой мир.

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий