50 лет назад в прокат вышла экранизация «Хладнокровного убийства» Трумена Капоте. Фильм по одной из важнейших книг американской литературы ХХ века не только пять раз окупился в прокате и получил четыре номинации на «Оскар», но и заслужил похвалу самого Капоте, к этому моменту уже успевшего разнести адаптацию «Завтрака у Тиффани».

Weekend вспомнил другие киноадаптации культовых книг и выяснил, что писатели думали об экранизациях собственных произведений


Завтрак у Тиффани

1967  |  режиссер Блэйк Эдвардс, сценарист Джордж Аксельрод
Два «Оскара»; два «Золотых глобуса»; один «Грэмми»; входит в список «Лучших фильмов в истории» по версии Американского института кинематографии
 
«Худший подбор актеров в истории кино. Блевать хочется от этого фильма» — Трумен Капоте
 
Ненависть Капоте к фильму Эдвардса легко объяснима: сценарий исказил текст до неузнаваемости, достаточно вспомнить, что главный герой из приятеля-гомосексуала превращен в романтический интерес героини (которую писатель, кстати, хотел увидеть в исполнении Мерилин Монро). Но, как утверждает Эдвардс, все это мало задело Капоте, главная драма была в другом: Капоте мечтал исполнить главную мужскую роль сам — и не простил Эдвардсу категорического отказа.

Военно-полевой госпиталь МЭШ

1970  |  режиссер Роберт Олтман, сценарист Ринг Ларднер-младший

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; «Оскар» за лучший адаптированный сценарий

«Я — консервативный республиканец и не имею к этому пацифистскому бреду никакого отношения» — Ричард Хукер
 
Героико-патриотические мемуары хирурга Ричарда Хукера о буднях американского военно-полевого госпиталя на Корейской войне стали основой для одной из лучших антимилитаристских черных комедий в истории кино. Хукер, прочитав сценарий, пришел в ужас и завалил письмами Министерство обороны США: сигнализировал, что его мемуары экранизируют «хиппи и наркоманы» и просил «принять меры». Олтман в ответ публично обозвал его фашистом и не поменял вообще ничего.

Мэри Поппинс

1964  |  режиссер Роберт Стивенсон, сценаристы Билл Уолш, Дон Да Гради
$100 млн сборов при бюджете в $4 млн; пять «Оскаров»
 
«Я плакала, когда смотрела. Господи, что же они сделали?» — Памела Трэверс
 
Уолт Дисней больше 20 лет пытался купить права на экранизацию «Мэри Поппинс». Трэверс сдалась только после того, как ей пообещали полный контроль над музыкой и сценарием. Но обещания выполнены не были: в фильм, несмотря на протесты автора, ввели анимацию, наплевали на достоверное изображение английского быта, а на главную роль взяли, как считала Трэверс, «слишком красивую» Джули Эндрюс.

Заводной апельсин

1971  |  режиссер Стэнли Кубрик, сценарист Стэнли Кубрик
Четыре номинации на «Оскар»; $26 млн сборов при бюджете в $2 млн
Роман о природе немотивированного молодежного насилия Бёрджесс написал в память о личной трагедии: в 1944-м, когда он сам был в армии, в Лондоне во время бомбежки его беременную жену изнасиловали несколько молодых мужчин, бывших, как выяснилось позже, американскими дезертирами. Поэтому, когда Стэнли Кубрик изменил финал романа и превратил «Заводной апельсин» в сатирический гимн жестокости, Бёрджесс был в бешенстве и больше не давал разрешения на экранизацию своих книг.

Сияние

1980  |  режиссер Стэнли Кубрик, сценаристы Стэнли Кубрик, Дайан Джонсон
Входит в список «Самых страшных фильмов ужасов» Американского института кинематографии; один из любимых фильмов Мартина Скорсезе и Тима Бёртона
 
Разногласия между Кингом и Кубриком начались в процессе подбора актеров: Кубрик выбирал между Робертом Де Ниро, Робином Уильямсом и Джеком Николсоном, Кинг настаивал на «простом» Джоне Войте. Кинг считал, что после «Пролетая над гнездом кукушки» публика заранее ассоциирует Николсона с безумием, что уничтожает всю интригу. К премьере ситуация усугубилась — Кинг отказался участвовать в рекламной кампании, а после выхода «Сияния» и вовсе заявил: «Это худшая из моих экранизаций».

Мое глупое сердце

1949  |  режиссер Марк Робсон, сценаристы Джулиус Дж. Эпстайн, Филип Дж. Эпстайн
Один из худших фильмов 1949 года по версии Гильдии кинокритиков США
 
KMO 153275 02432 1 t218 174000 - «Блевать хочется от этого фильма»
 
«Помня об ужасном фильме, снятом в 1950-х, мой клиент не намерен более продавать права на экранизацию своих произведений» — Дороти Олдин, агент Джерома Сэлинджера, 1962 год
 
Единственная в истории экранизация Сэлинджера была сделана лучшими людьми индустрии: сценарий писали братья Эпстайн («Касабланка»), режиссером выступил Марк Робсон («Чемпион»), а продюсировал картину лично глава RKO Radio Pictures и один из основателей MGM Сэмюэл Голдвин. И все это не спасло картину. «Они превратили прозу одного из лучших американских писателей в мыльную оперу» — таков был вердикт критиков. После премьеры Сэлинджер запретил впредь экранизировать свои произведения.

Убить пересмешника

1962  |  режиссер Роберт Маллиган, сценарист Хортон Фут
Три «Оскара» — «Лучший сценарий», «Лучшая мужская роль», «Лучшие декорации»; премия имени Гари Купера на Каннском кинофестивале
 
Права на экранизацию книги Харпер Ли были куплены спустя всего год после ее издания и даже до того, как роман получил Пулитцеровскую премию. «Убить пересмешника» считается образцом традиционных экранизаций, Ли и исполнитель главной роли Грегори Пек остались близкими друзьями на всю жизнь, а сам он назвал персонажа Аттикуса Финча — адвоката, защищавшего в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины,— своей лучшей работой. В 2003 году Американский институт кинематографии признал Аттикуса Финча в исполнении Грегори Пека величайшим киногероем XX века.

Бегущий по лезвию

1982  |  режиссер Ридли Скотт, сценаристы Хэмптон Фэнчер, Дэвид Пиплз
Входит в список «Лучших научно-фантастических фильмов» Американского института кинематографии; лучший научно-фантастический фильм всех времен согласно опросу, проведенному The Guardian среди ученых
 
10
29

Автор публикации

не в сети 14 часов

Angry Owl

8 70x70 - «Блевать хочется от этого фильма» 16K
Не макаю в чай печеньки
Комментарии: 58Публикации: 820Регистрация: 14-09-2018