в

«Блевать хочется от этого фильма»

«Блевать хочется от этого фильма»

50 лет назад в прокат вышла экранизация «Хладнокровного убийства» Трумена Капоте. Фильм по одной из важнейших книг американской литературы ХХ века не только пять раз окупился в прокате и получил четыре номинации на «Оскар», но и заслужил похвалу самого Капоте, к этому моменту уже успевшего разнести адаптацию «Завтрака у Тиффани».

Weekend вспомнил другие киноадаптации культовых книг и выяснил, что писатели думали об экранизациях собственных произведений


Завтрак у Тиффани

1967  |  режиссер Блэйк Эдвардс, сценарист Джордж Аксельрод
Два «Оскара»; два «Золотых глобуса»; один «Грэмми»; входит в список «Лучших фильмов в истории» по версии Американского института кинематографии
 
«Худший подбор актеров в истории кино. Блевать хочется от этого фильма» – Трумен Капоте
 
Ненависть Капоте к фильму Эдвардса легко объяснима: сценарий исказил текст до неузнаваемости, достаточно вспомнить, что главный герой из приятеля-гомосексуала превращен в романтический интерес героини (которую писатель, кстати, хотел увидеть в исполнении Мерилин Монро). Но, как утверждает Эдвардс, все это мало задело Капоте, главная драма была в другом: Капоте мечтал исполнить главную мужскую роль сам — и не простил Эдвардсу категорического отказа.


Военно-полевой госпиталь МЭШ

1970  |  режиссер Роберт Олтман, сценарист Ринг Ларднер-младший

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; «Оскар» за лучший адаптированный сценарий

«Я — консервативный республиканец и не имею к этому пацифистскому бреду никакого отношения» – Ричард Хукер
 
Героико-патриотические мемуары хирурга Ричарда Хукера о буднях американского военно-полевого госпиталя на Корейской войне стали основой для одной из лучших антимилитаристских черных комедий в истории кино. Хукер, прочитав сценарий, пришел в ужас и завалил письмами Министерство обороны США: сигнализировал, что его мемуары экранизируют «хиппи и наркоманы» и просил «принять меры». Олтман в ответ публично обозвал его фашистом и не поменял вообще ничего.


Мэри Поппинс

1964  |  режиссер Роберт Стивенсон, сценаристы Билл Уолш, Дон Да Гради

$100 млн сборов при бюджете в $4 млн; пять «Оскаров»
 
«Я плакала, когда смотрела. Господи, что же они сделали?» – Памела Трэверс
 
Уолт Дисней больше 20 лет пытался купить права на экранизацию «Мэри Поппинс». Трэверс сдалась только после того, как ей пообещали полный контроль над музыкой и сценарием. Но обещания выполнены не были: в фильм, несмотря на протесты автора, ввели анимацию, наплевали на достоверное изображение английского быта, а на главную роль взяли, как считала Трэверс, «слишком красивую» Джули Эндрюс.


Заводной апельсин

1971  |  режиссер Стэнли Кубрик, сценарист Стэнли Кубрик

Четыре номинации на «Оскар»; $26 млн сборов при бюджете в $2 млн
Роман о природе немотивированного молодежного насилия Бёрджесс написал в память о личной трагедии: в 1944-м, когда он сам был в армии, в Лондоне во время бомбежки его беременную жену изнасиловали несколько молодых мужчин, бывших, как выяснилось позже, американскими дезертирами. Поэтому, когда Стэнли Кубрик изменил финал романа и превратил «Заводной апельсин» в сатирический гимн жестокости, Бёрджесс был в бешенстве и больше не давал разрешения на экранизацию своих книг.


Сияние

1980  |  режиссер Стэнли Кубрик, сценаристы Стэнли Кубрик, Дайан Джонсон

Входит в список «Самых страшных фильмов ужасов» Американского института кинематографии; один из любимых фильмов Мартина Скорсезе и Тима Бёртона
 
Разногласия между Кингом и Кубриком начались в процессе подбора актеров: Кубрик выбирал между Робертом Де Ниро, Робином Уильямсом и Джеком Николсоном, Кинг настаивал на «простом» Джоне Войте. Кинг считал, что после «Пролетая над гнездом кукушки» публика заранее ассоциирует Николсона с безумием, что уничтожает всю интригу. К премьере ситуация усугубилась — Кинг отказался участвовать в рекламной кампании, а после выхода «Сияния» и вовсе заявил: «Это худшая из моих экранизаций».


Мое глупое сердце

1949  |  режиссер Марк Робсон, сценаристы Джулиус Дж. Эпстайн, Филип Дж. Эпстайн

Один из худших фильмов 1949 года по версии Гильдии кинокритиков США
 
«Блевать хочется от этого фильма»
 
«Помня об ужасном фильме, снятом в 1950-х, мой клиент не намерен более продавать права на экранизацию своих произведений» – Дороти Олдин, агент Джерома Сэлинджера, 1962 год
 
Единственная в истории экранизация Сэлинджера была сделана лучшими людьми индустрии: сценарий писали братья Эпстайн («Касабланка»), режиссером выступил Марк Робсон («Чемпион»), а продюсировал картину лично глава RKO Radio Pictures и один из основателей MGM Сэмюэл Голдвин. И все это не спасло картину. «Они превратили прозу одного из лучших американских писателей в мыльную оперу» — таков был вердикт критиков. После премьеры Сэлинджер запретил впредь экранизировать свои произведения.

Убить пересмешника

1962  |  режиссер Роберт Маллиган, сценарист Хортон Фут

Три «Оскара» — «Лучший сценарий», «Лучшая мужская роль», «Лучшие декорации»; премия имени Гари Купера на Каннском кинофестивале
 
Права на экранизацию книги Харпер Ли были куплены спустя всего год после ее издания и даже до того, как роман получил Пулитцеровскую премию. «Убить пересмешника» считается образцом традиционных экранизаций, Ли и исполнитель главной роли Грегори Пек остались близкими друзьями на всю жизнь, а сам он назвал персонажа Аттикуса Финча — адвоката, защищавшего в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины,— своей лучшей работой. В 2003 году Американский институт кинематографии признал Аттикуса Финча в исполнении Грегори Пека величайшим киногероем XX века.

Бегущий по лезвию

1982  |  режиссер Ридли Скотт, сценаристы Хэмптон Фэнчер, Дэвид Пиплз

Входит в список «Лучших научно-фантастических фильмов» Американского института кинематографии; лучший научно-фантастический фильм всех времен согласно опросу, проведенному The Guardian среди ученых
 
Учасник

Автор: Angry Owl

Не макаю в чай печеньки

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий