в

Цискаридзе о сложностях в преподавании и важности творческого образования

Цискаридзе о сложностях в преподавании и важности творческого образования

В этом году исполняется 285 лет основания русской балетной школы – старейшей в мире.

В честь памятного события ректор Академии Русского Балета им. Вагановой, один из лучших актеров балета в истории Николай Цискаридзе рассказал о приходе в профессию и должности руководителя.

Мой театр

Недавно в свет вышла любопытная книга Николая Максимовича Цискаридзе “Мой театр”. В ней премьер Большого театра, легендарный представитель русской школы балета провел читателей в закулисье профессии.

Книга, как модно говорить, основана на реальных событиях. По сути, это автобиография, в которой можно узнать много интересного о тех людях, которые окружали и окружают автора.

Цискаридзе о сложностях в преподавании и важности творческого образования

Мистика в жизни артистов

Те, кто увлекся ее чтением, обратил внимание, как много внимания Цискаридзе уделяет судьбоносным знакам и удивительным совпадениям. По мнению артиста, в его жизни присутствует мистика, иначе определенные моменты биографии попросту не объяснить!

Люди творческих профессий обладают тонкой душевной организацией. Но что скрывается за размытым определением? Способность видеть невидимое, “считывать” окружающих, чувствовать фибры души. Иначе они не смогут быть актерами с большой буквы.

По словам Николая Максимовича, буквально каждый артист балета в той или иной мере верит в приметы. Даже став солидным руководителем главного театра страны, Цискаридзе с места не сдвинется, если дорогу перебежит черная кошка.

Потомственный маг?

Николай Цискаридзе – сын грузинского народа. А в Грузии чрезвычайно большое внимание уделяют мистике. Она странным образом переплелась с христианством.

Грузины стараются не принимать серьезных решений без консультаций с астрологами, экстрасенсами, гадалками.

Мама артиста Ламара Николаевна сама была почитаемой гадалкой на картах. Профессия ученого в области мирного атома и преподавателя физики не мешала ей принимать страждущих узнать свою судьбу. При этом она не раскрывала тайну своего таланта даже сыну.

Николай Максимович утверждает, что с ним периодически общаются люди, которые обращались к его матери. И рассказывают, что она многое предсказала правильно.

Цискаридзе утверждает, что перед важными экзаменами мама раскладывала карты и говорила, билет с каким номером выпадет. И она ни разу не ошиблась! Как не поверить в мистику…

Если рассуждать о магическом таланте самого артиста балета, то чувствуется энергетика, исходящая от одного взгляда. Он словно магнитом притягивает к себе людей. Возможно, в нем тоже скрыт потенциал?

Цискаридзе о сложностях в преподавании и важности творческого образования

Строгое воспитание

По воспоминаниям Цискаридзе, его воспитывали в строгости и прививали вечные ценности. Мама считала, что главное в жизни – оставаться честным, порядочным человеком.

“В детстве с меня требовали больше, чем с кого бы то ни было другого. Со мной не носились, как с писаной торбой”, – говорит артист. “Если я принес со школы четверку вместо пятерки, дома ожидал разбор с пристрастием”.

При этом мать не только требовала, но давала взамен. Она водила на лучшие фильмы, советовала читать лучшие книги.

Музеи, театры, концерты – Коля получил разностороннее образование не только в рамках школьной программы. Только став взрослым, Николай Максимович понял, как много дала ему мама и чего ей это стоило.

Голубая кровь

В манерах Николая Цискаридзе чувствуется не только элегантность, но и некая аристократичность. Притом, что рос он обыкновенным советским пионером.

Артист сокрушается, что крайне мало знает о своих предках. Родственники обходили эту тему стороной, боясь репрессий. Известно, что бабушка отца (имя которого не разглашается) была француженкой.

Но как-то раз маленький Коля спросил у мамы, почему у него такие стройные ноги. Не как у всех. На что получил загадочный ответ: ” Наши предки очень давно пересели с лошади на фаэтон”.

Очевидно, что Цискаридзе является потомком знатного рода, пострадавшего после революции. Согласно пересудам, вплоть до кончины Сталина семья жила, как на вулкане. В любой момент могли прийти и арестовать.

Цискаридзе о сложностях в преподавании и важности творческого образования

Выбор профессии

Цискаридзе признается, что изначально он не планировал быть конкретно танцовщиком балета. В юности он мечтал о большой сцене. И не важно, каким путем его чаяния осуществляться.

Однажды по телевизору он увидел балет в исполнении детей из ленинградского хореографического училища и узнал, что творческим профессиям учат.

Оказалось, что в Тбилиси, где он жил с мамой, есть своя хореографическая школа. Увидев случайно объявление о наборе в училище на ограде стройки, он сделал выбор, предопределивший его судьбу. Чем не мистика?

Каторга в цветах

Школьник Коля совсем не понимал, куда он идет, чему его будут учить. Главное, что это шаг к заветной мечте – выйти на Сцену. Мама ему рассказывала, что это трудно и не так интересно, как выглядит со стороны. Но мальчик горел мечтой и ей не верил.

Во время просмотра выяснилось, что у гибкого от природы мальчика чудо-способности и чрезвычайный талант к танцам благодаря аномально подвижным суставам.

Естественно, из стен Тбилисского государственного училища балетного искусства его уже не выпустили. А позже вундеркинда отправили учиться в Москву.

Будучи взрослым, Цискаридзе признался, что наверняка не пошел бы в училище, если бы знал, насколько сложна профессия артиста балета. Как-то он произнес фразу, ставшую крылатой: “Балет – это каторга в цветах”.

Цискаридзе о сложностях в преподавании и важности творческого образования

Звание Заслуженного в 23 года

Цискаридзе является уникальным человеком. Он стал самым молодым танцовщиком в истории, получившим звание Заслуженного артиста в возрасте 23 лет. До этого рекорд принадлежал Михаилу Барышникову, которого удостоили звания в 25 лет.

Любопытно, что накануне известия Николай Максимович находился в подавленном состоянии и подумывал закончить карьеру танцора балета.

После гастролей в Нью-Йорке из-за интриг на него вылили ушат критики, хотя он был лучшим среди молодых участников труппы.

Когда он пришел в канцелярию Большого театра, в котором он работал, неожиданно раздался звонок. Начальница канцелярии взяла трубку, выслушала сообщение и будничным тоном сказала: “Колька, тебе Заслуженного дали”.

Эта внезапная новость, пришедшая в самый нужный момент, привела артиста в чувства и вдохновила на новые свершения. Это очередной пример вмешательства Свыше.

Выбор сложных ролей

В балете, как и любом другом творческом жанре, есть сложные роли или партитуры, за которые мало кто готов браться. Они трудные и в техническом плане, и эмоциональном. При неудачном исполнении можно растерять авторитет.

В драматическом театре амплуа комических старух считается самым сложным для воплощения.

Традиционно в крупных театрах их доверяют играть только мужчинам. Ни одна женщина искренне не воплотит дамские пороки и не выставит их с комичной стороны.

Но и среди актеров-мужчин лишь считанным единицам удается органично погрузиться в образ. Возможно, поэтому мы восхищаемся Калягиным в роли донны Розы (“Здравствуйте, я ваша тетя!”), Табаковым, ставшим миссис Эндрю (“Мэри Поппинс, до свидания!”).

Предложение Николаю Максимовичу сыграть вдову Симону в балете Фредерика Аштона “Тщетная предосторожность” стало профессиональным вызовом. Цискаридзе не мог его не принять. И выступил блестяще!

Из артистов в руководители

Николай Цискаридзе признался, что творческую карьеру в Большом театре он заканчивал тяжело, как и большинство великих актеров до него.

Интриги, завистники, люди, желающие использовать дарований в своих интересах, в балете существовали во все времена. Это тяжелый и порою неблагодарный вид искусства, где выживает сильнейший.

В какой-то момент против артиста началась травля. Расчет был на то, что люди творческих профессий излишне эмоциональны и их легко сломать.

Но Николай Максимович оказался крепким орешком и “наглым мальчиком”, как он сам про себя сказал. Цискаридзе просто не обращал внимания на возню вокруг своего имени.

Ему начали приходить заманчивые предложения. Одно из них – почетная должность ректора Академии Русского балета в Санкт-Петербурге. На минуточку – это один из шести самых важных постов в музыкальном мире России.

Еще с царских времен между Большим московским и Мариинским петербургским театрами существовала острая конкуренция.

Приглашение воспитанника московской школы руководителем в Северную столицу стало безоговорочным признанием его таланта, как творческого, так и организационного.

Однако приход “москвича” в петербургскую школу балета ожидаемо многие встретили в штыки. Приходилось доказывать свою состоятельность, как руководителя.

Но когда через год у трудового коллектива появилась возможность выбрать нового ректора, подавляющее большинство проголосовало за Николая Цискаридзе.

Учасник

Автор: LimeKa

Люблю хороший дизайн и сплетни. Я принцесса. 27 лет. Москва

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий