в

«Юра, мы приехали»: как сегодня выглядит заброшенный космодром Байконур

«Юра, мы приехали»: как сегодня выглядит заброшенный космодром Байконур

Четверо уличных художников разрисовали недостроенный космический челнок «Буран», стоящий в заброшенном монтажном комплексе Байконура, граффити с надписями «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле» и «Добро».

Многие раскритиковали художников за вандализм, однако в первую очередь новость привлекла внимание не столько к их работе, сколько к самому Байконуру — многие объекты одного из крупнейший в мире космодромов, с которого 12 апреля 1961 года стартовал корабль Юрия Гагарина, сегодня находятся в чудовищном запустении.

«Юра, мы приехали»: как сегодня выглядит заброшенный космодром Байконур
«Юра, мы приехали»: как сегодня выглядит заброшенный космодром Байконур

Поскольку между Россией и Казахстаном осталось много нерешенных моментов по космодрому, помещения и оставшиеся в них корабли стоят никому не нужными и давным-давно покрылись слоем пыли — некогда поражавшая воображение космическая техника десятилетиями ржавеет в ангарах из-за юридических проволочек. Роскосмос заявляет, что хочет выкупить те же «Бураны» для музея, но пока что подвижек нет.

В последнее время Байконур стал туристической меккой для любителей экстремального туризма. Любители побродить по заброшкам не жалеют ни времени, ни сил, ни денег для того, чтобы добраться до космодрома через бесконечную степь и вдоволь полазить по ангарам — благо, посмотреть там есть на что.

«Юра, мы приехали»: как сегодня выглядит заброшенный космодром Байконур
Старт комплекса «Энергия-Буран»

Разумеется, главный «экспонат» — советский орбитальный ракетоплан «Буран», разработанный по программе «Энергия-Буран». Проект являлся ответом СССР на старт американской программы «Шаттл», использовавшей многоразовые космические челноки, в которых Москва видела серьезную военную угрозу. По словам директора Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорина, тогда, в семидесятые, потенциал грузоподъемности шаттлов говорил в первую очередь именно об их военном предназначении:  

«В 1972 году Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г.

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение».

Американцы заявляли, что шаттлы разрабатываются исключительно для мирных целей, однако логика Холодной войны требовала от СССР дать симметричный ответ.

Ответ давался долго — отчасти из-за скептических настроений к шаттлам в среде наших специалистов, отчасти из-за отсутствия лишних денег, отчасти из-за потепления отношений с Западом во время Перестройки. Первый и единственный полет «Бурана» в космос состоялся лишь 15 ноября 1988 года, однако через несколько лет проект закрыли.

Тот самый «Буран» поставили в ангар монтажно-испытательного корпуса на площадке № 112 космодрома Байконур, где он благополучно покрывался пылью до 2002 года. В том году занимавшиеся ремонтом крыши ангара строители переборщили с рубероидом, и 11 тонн этого самого рубероида рухнули вместе с крышей и перекрытиями на ракетоплан. Находившиеся под давлением баки челнока взорвались, окончательно превратив помещение в руины.  

Корабль, который разрисовали уличные художники, — второй из достроенных «Буранов», который никогда не поднимался в воздух. Отчасти именно этот космический аппарат и привлекает туристов — возможность посидеть в настоящем ракетоплане дорогого стоит, даже если тот ни разу и не был в космосе.

Второй, не менее важный момент для экстремалов — с крыши заброшенной площадки можно наблюдать за запусками ракет на действующих платформах. В декабре 2018 года ютуберу Илье Бондареву посчастливилось увидеть такой старт:

В 2019 году путешественник Павел поведал о своем путешествии на Байконур в твиттере, снабдив детальный рассказ добротными фотографиями:

В марте 2021 года по заброшенному «Бурану» удалось полазить ютуберу под ником Kreosan, который также в деталях заснял свое путешествие:    

К сожалению для будущих путешественников, новость про граффити на «Буране» дошла до самых верхов — глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что теперь охране ангаров будет уделяться повышенное внимание. Так что, если не хотите рисковать, пробираясь через степь, оцепления и пункты охраны, лучше смотрите про Байконур на ютубе.  

Учасник

Автор: Странник

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий