в

Карго-культ — это… Религия самолетопоклонников и «обратный карго-культ»

Карго-культ — это… Религия самолетопоклонников и «обратный карго-культ»
rcl-uploader:post_thumbnail
Карго-культ — это религиозное поклонение туземцев Тихого Океана западным товарам и предметам (английское слово cargo означает «груз»).  Жители Меланезии и Новой Гвинеи считали полезные вещи, которые доставались им от белых людей, «небесными дарами».
Чтобы получать больше этих даров, островитяне разработали ритуалы, напоминающие действия белых. Например, после Второй Мировой войны меланезийцы стали строить «аэродромы», изображать работу диспетчеров и строевые учения солдат.

 

В переносном смысле карго-культ — это попытка слепо копировать чужие образцы, уделяя внимание только форме, но не понимая содержания. В публицистике это выражение используется, чтобы пренебрежительно описать поверхностное подражание чему-то недоступному. Например: «Демократии в России не существует, выборы — это всего лишь карго-культ».

Карго-культы: откуда взялись самолетопоклонники

Первые культы карго были зафиксированы на островах Тихого океана на рубеже XIX–XX веков: например, движение Тука на островах Фиджи, культ Таро в Папуа-Новой Гвинее. Значительное распространение карго-культы получили после Второй мировой войны.

 

В 1941–1945 годах США вели  на Тихом океане войну с Японией. На островах стали появляться американские базы и аэродромы.Транспортные самолеты сбрасывали на острова грузы с припасами и снаряжением для военнослужащих. Нередко эти вещи — одежда, оружие, консервы, зажигалки и прочие полезные предметы — попадали в руки туземцев.

 

Когда война закончилась, воздушные базы оказались заброшены. Грузы перестали прибывать, и островитяне попытались их вернуть. Для этого меланезийцы и папуасы стали имитировать действия американских солдат, моряков и летчиков. Они строили аэродромы с диспетчерскими вышками и самолетами из дерева и соломы, зажигали огни на «взлетно-посадочных полосах». «Диспетчеры» надевали наушники из кокосовых орехов и делали вид, что общаются с кем-то «по радио».

Форма публикации

Туземцы рассуждали так: белые люди никогда не изготавливали чудесные вещи сами, а получали их с кораблей или самолетов. Никто никогда не видел белого, занятого производством — все военные занимались, с точки зрения туземцев, бесполезными ритуалами. Значит груз — карго — имеет сверхъестественное происхождение. Чтобы получить карго, нужно лишь научиться «приманивать» самолеты правильными ритуалами.

 

Принято считать, что карго-культ является проявлением магического мышления — веры в то, что символические, ритуальные действия могут менять реальность.
Антропологи зафиксировали два отдельных случая [карго-культа] в Новой Каледонии, четыре — на Соломоновых островах, четыре — на Фиджи, семь — на Новых Гебридах и более сорока — в Новой Гвинее, причем, как правило, они возникли совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.
Дэвид Аттенборо. «Поиски в раю» (Quest in Paradise)
Однако годы шли, а ритуалы островитян не приносили результата, и со временем их энтузиазм иссяк. За прошедшие после Второй мировой войны 75 лет большая часть карго-культов исчезла сама собой.

Культ Джона Фрума

Исключение представляет культ Джона Фрума, действующий и поныне на острове Танна архипелага Новые Гебриды (Вануату). Культ зародился в 1930-х годах. Его первый пророк по имени Манехиви обещал, что белые люди будут изгнаны с островов, а их материальные блага достанутся местному населению.

 

Верующие поклоняются мессии по имени Джон Фрум. Неизвестно, существовал ли этот человек на самом деле — фамилия Фрум почти не встречается в англоязычных странах. Согласно одному из описаний, это невысокий светловолосый человек с тонким голосом, одетый в пальто с блестящими пуговицами. Джон Фрум якобы делал странные пророчества о конце света и настраивал население против христианских миссионеров. Затем Фрум «возвратился к предкам», но обещал вернуться вместе с множеством грузов.

 

Распространению культа способствовала Вторая мировая война — тогда в Вануату высадились 300 тысяч американских солдат. О Джоне Фруме стали говорить как о «короле Америки».

 

Последователи культа соорудили на острове символическую взлетно-посадочную полосу с вышками и макетами самолетов, чтобы заманить Джона Фрума.

 

В 1943 году американское командование, обеспокоенное возможных последствий, отправило на остров миссию во главе с майором Самюэлем Паттеном. Он должен был убедить местных жителей, что армия США никак не связана с Джоном Фрумом. Миссия потерпела неудачу, рассказывает National Geographic.

 

1950-е годы на острове Танна побывал тогда еще молодой британский натуралист Дэвид Аттенборо. Он подробно описал культ Джона Фрума и пообщался с первосвященником по имени Намбас.
Намбас по‑приятельски называл своего мессию просто «Джон» и утверждал, что регулярно говорит с ним по «радио» («радиохозяин Джон»). Это происходило так: некая старушка с обмотанными вокруг талии проводами впадала в транс и начинала нести околесицу, которую Намбас затем толковал как слова Джона Фрума. Намбас заявил, что знал о приезде Дэвида Аттенборо заранее, потому что Джон Фрум предупредил его «по радио». Аттенборо попросил разрешения взглянуть на «радио», но ему (по понятным причинам) отказали. Тогда, сменив тему, он спросил, видел ли Намбас Джона Фрума.
Намбас страстно закивал:
— Моя видеть его куча раз.
— Как он выглядит?
Намбас ткнул в меня пальцем:
— Похож как твоя. У него белый лицо. Он высокий человек.
Он жить в Южная Америка.
Ричард Докинз. «Бог как иллюзия»
Ежегодно 15 февраля верующие ждут второго пришествия Джона Фрума. Когда Аттенборо спросил одного из членов культа, не слишком ли затянулось ожидание, тот ответил: «Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет».

Форма публикации

Адепты культа Джона Фрума маршируют 15 февраля 1995 года. Фото: Thierry Falise/LightRocket via Getty Images

 

Независимое зарождение заметного числа никак не связанных, но схожих карго-культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом, пишет Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия»: «Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума».

Карго-культ в переносном смысле

В переносном смысле карго-культ — это копирование внешней стороны сложного явления, сути которого человек не понимает.

 

Термин стал популярен благодаря речи «Наука самолетопоклонников» американского физика Ричарда Фейнмана, лауреата Нобелевской премии. В этой речи Фейнман сравнил с адептами карго-культов ученых, которые не обладают «научной честностью» и пытаются подстроить результаты своих исследований под определенные ожидания.
У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими как антенны — он диспетчер, — и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолеты не садятся. Я называю упомянутые науки науками самолетопоклонников, потому что люди, которые ими занимаются, следуют всем внешним правилам и формам научного исследования, но упускают что-то главное, так как самолеты не приземляются.
Ричард Фейнман. «Наука самолетопоклонников», из книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
В России иногда используют выражение обратный карго-культ — попытка объявить явление невозможным только потому, что не работает его поверхностная имитация. Первой выражение «обратный карго-культ» использовала 2010 году политолог Екатерина Шульман у себя в блоге:
Это такой обратный карго-культ — вера в то, что у белых людей самолеты тоже из соломы и навоза, но они ловчее притворяются. А мы, чистые душой аборигены, не так талантливо притворяемся, и в этом тоже есть отдельная гордость. Религия эта особенно распространена среди руководства — им тоже лестно быть циничными и не верить в самолеты и тушенку — не бывает никакой тушенки, там та же нарезанная человечина, как у нас в Томском вытрезвителе изготовляют.
Екатерина Шульман
В дальнейшем Шульман развила эту мысль в статье для газеты «Ведомости»: «Обратный карго-культ характерен для стран догоняющего развития, его особо придерживаются их политические элиты. Они проповедуют, что в Первом мире самолеты тоже из соломы и навоза, а тушенки нет. Только там ловчее притворяются и скрывают этот факт. Когда вам снова расскажут про тщету буржуазных выборов, комедию парламентаризма и насилие в полиции, помните: самолеты существуют, и люди на них летают. Так же реальны экономическая конкуренция, свободные выборы и независимый суд».

Учасник

Автор: Странник

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий