в

Zeal & Ardor — смесь блэка и спиричуэлса, родившаяся на форчане

Zeal & Ardor — смесь блэка и спиричуэлса, родившаяся на форчане

11 февраля группа Zeal & Ardor выпустила новый, одноимённый альбом. Как проект банда существует ещё с 2013 года и с тех пор остаётся абсолютно уникальной. Центральная идея музыки группы: «Что если бы американские рабы приняли Сатану, а не Иисуса».

Поэтому два главных её элемента — это блэк-метал и спиричуэлс, поджанр госпела (если очень обобщать), когда-то родившийся среди американских чернокожих рабов. Самое время подробнее разобраться в корнях спиричуэлса и звуке Zeal & Ardor.

Спиричуэлс — это любопытная смесь африканской музыки и библейских сюжетов, но не только

В широком смысле спиричуэлс — это предвестник джаза и блюза. Чернокожие рабы привезли с собой в Америку ритуальную музыку Африки — с сильной ритмикой и танцами, громкую и преимущественно устную.

Большинство рабов в Америке быстро приняли христианство, с которым их этническая музыка плотно переплелась. Где и как зародился спиричуэлс определить невозможно — это стихийный процесс, происходивший сразу по всей стране.

Американские рабы фактически изобрели собственный новый фольклор, помогавший им чувствовать общность — некоторые исследователи темы называют спиричуэлс «инструментом выживания».

Но спиричуэлс — это не только религия, хоть она и важная часть направления. Африканцы не ограничивались библейскими сюжетами, в той же манере пелись и рабочие песни, помогавшие сделать рутинный труд проще.

Сюда же относят песни о свободе, эмоциональные напевы о страданиях и «сторителлинговые» песни, рассказывающие выдуманные или приукрашенные истории, создающие фольклорных героев. И всё это в минорном, немного обречённом ключе.

Да и непосредственно библейские истории, вдохновлённые баптистской и методистской церквями, частенько переделывались и переизобретались. Существует и исламский вариант спиричуэлса, но этот рукав сильно отличается от христианского — в нём преимущество отдавалась сольному, а не коллективному исполнению и духовым инструментам.

Так рабы потихоньку создавали собственную культуру на новой земле. Впрочем, люди извне и не пытались на неё влиять или хоть как-то интересоваться.

Первые попытки записать тексты спиричуэлс-песен были предприняты только во время американской гражданской войны. А сразу после неё интерес к теме резко подскочил — сегодня спиричуэлс считается важнейшей частью американского фолка.

В конце XIX века спиричуэлс стал популярен по всей Америке, во многом благодаря акапелла-ансамблю Fisk Jubilee Singers

Ансамбль был создан из чернокожих певцов в Университете Фиска в Нэшвилле в 1871 году. Спиричуэлс-песни не сразу попали в репертуар «группы», у них к спиричуэлсу всё ещё было трепетное отношение — это в некотором роде священная музыка.

Однако со временем афро-американский фолк всё же начали включать в выступления и публике это понравилось. В конце XIX века ансамбль гастролировал по всей Америке и даже плавал с концертами в Европу. На какое-то время Fisk Jubilee Singers распадались, но в целом ансамбль существует до сих пор.

Его успехи вдохновили и других певцов. Параллельно с этим на рубеже XIX и XX веков существовало и немало менее профессиональных странствующих исполнителей, которые также повлияли на рост интереса к афро-американской культуре, которая потихоньку переставала быть экзотикой.

По-настоящему всемирным достоянием спиричуэлс стал уже в начале XX века. Во-первых, зародились джаз и блюз, которые очевидно откололись от спиричуэлса, сохранили корни, но в то же время стали понятнее «белой» публике благодаря использованию современных инструментов.

Во-вторых, к этому времени появились профессиональные чернокожие композиторы, которые смешали традиции спиричуэлса с западной академической музыкой — и хотя тут корни немного размылись, но во многом спиричуэлс стал только ярче и богаче.

Zeal & Ardor — это проект швейцарского металхэда, рождённый на 4chan

Основатель Zeal & Ardor Мануэль Ганье родился в Швейцарии в смешанной семье — у него чернокожая мать и белый отец-швейцарец. В ранние годы Ганье увлекался всеми видами экстремального метала — от мелодик-дэта до грайндкора.

В более зрелом возрасте, уже переехав в Нью-Йорк, он больше угорал по инди-попу и сам пытался писать что-то похожее, выкладывая музыку на форуме 4chan, потому что «там всем на тебя плевать и ты получишь самые честные отзывы».

Однажды он попросил пользователей форума предложить два разных жанра, которые он попытается смешать в одной песне. Такой способ немного прокачать свою креативность. Больше всего ему понравилась связка блэк-метал и «негритянская» музыка. В оригинале словечко было не такое политкорректное, но Ганье не обиделся — так и появился проект Zeal & Ardor. 

Zeal & Ardor начался как полный DIY. В 2013 году Ганье выпустил первый трек на Soundcloud, а дебютник Devil Is Fine 2016 года изначально был выпущен только на Bandcamp — Ганье записал его в одиночку. Запись заметили в Rolling Stone, издание назвало её «лучшим метал-альбомом года на данный момент».

И с этого момента карьера Ганье стартовала в космос — он быстро подписал контракт с лейблом, выпустил первый клип, а в 2017 году превратил Zeal & Ardor в полноценную группу и начал неистово турить по всему миру.

На самом деле даже первый альбом Zeal & Ardor не был чёткой смесью только блэка и спиричуэлса — в музыке группы намешаны и другие жанры

Хотя диск Devil Is Fine ближе всего к изначальной концепции. Первые треки на нём — это реально смесь старого, записанного на кухне в пердящий микрофон блэка и спиричуэлс-напевов в духе архивных записей.

И не так уж удивительно, что это выстрелило — религиозные ритуальные напевы про Сатану звучат по-настоящему гипнотически и зловеще даже без тяжёлых гитар. А уж когда и они подключаются, а гортанные выкрики переходят в гроул и скрим…

Но дальше к этому присоединяется и бодрая электроника, и капелька джаза, и григорианское пение с барокко. И это, скорее, плюс — музыка Ганье ещё богаче и безумнее, чем кажется на первый взгляд.

Ну а на новом альбоме можно найти и блэкгейз, и немного кантри, и соул с блюзом. Но группа продолжает держать марку и не уходит от оригинальной идеи слишком далеко — музыка Zeal & Ardor не становится легче и «добрее», блэка в ней хватает всегда. Впрочем, меньшего мы и не ждали, учитывая, насколько тяжелее был второй альбом Stranger Fruit 2018 года по сравнению с дебютником.

Главное отличие нового диска от предыдущих альбомов — его выхолощенность. И дело не только в профессиональном продакшене, но и в возросших навыках самого Ганье.

Он стал лучше петь, лучше скримить и чётче гроулить, он пишет куда более цепкие риффы, которые теперь не сливаются в шумовую кашу, как это иногда происходило на Devil Is Fine и Stranger Fruit. В случае с Zeal & Ardor, начать со свежего альбома и уже с него спускаться в шумную пучину дебютника — отличная идея.

Автор

Опубликован Angry Owl

Не макаю в чай печеньки

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий