в

Демонология пьянства

Демонология пьянства
rcl-uploader:post_thumbnail
Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι, ед. ч. Σάτυρος) – в греческой мифологии лесные демоны, козлоногие человекообразные обнаженные мохнатые существа небольшого роста, с лошадиными ушами и хвостами, зачастую рогатые. Существуют древнегреческие изображения сатиров с козлиными головами. Считались свитой бога виноделия Диониса и покровителями неумеренного пьянства.
Неотъемлемым атрибутом сатиров были меха с вином. Также они отличались неуемной похотью и поэтому преследовали нимф и женщин. Актёры, наряжавшиеся в сатиров, были участниками театральных постановок, таких как сатировские драмы.
Персонажи, подобные сатирам, в дальнейшем известны по всей Европе: это немецкие крампусы, болгарские кукеры и сурваки, в которых наряжаются до сих пор при проведении различных фольклорных праздников.
Во многом подобным античным сатирам персонажам христианской демонологии являются черти. Наиболее распространённый облик чёрта идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров – рога, хвост и козлиные ноги или копыта, чёрная шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п.
Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В православной агиографической литературе черти описываются преимущественно в виде эфиопов т.е. чёрных людей. По версии А. Н. Афанасьева слово «чёрт» происходит от «чёрный» – названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом.
Это находит интересную параллель в описании верований языческих славян. Арабский историк Аль-Масуди в десятом веке дает такое описание святилища славянского бога смерти на чёрной горе: «… в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой – пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)».
Языческие злые духи, входящие в свиту чёрного бога, были приняты также за эфиопов, чёрных людей. Интересно, что мелкие насекомые (в данном случае муравьи), также как и черти являются самыми распространенными галлюцинациями при алкогольном делирии («белой горячке»).
Алкогольный делирий возникает на II—III стадии алкоголизма, в период прекращения пьянства. Выражается бредом, который обусловлен зрительными, слуховыми и/или тактильными галлюцинациями, ознобом и повышением температуры. Галлюцинации обычно носят угрожающий характер, часто представлены в образе мелких опасных существ (насекомые, черти). Иногда заканчивается смертью. Основную опасность при делирии представляет риск самоповреждения. – статья «Алкогольный делирий» на Википедии.
Связь чёрта и пьянства в фольклоре прямая. Особенно опасен черт для припозднившихся в пути пьяниц, его излюбленной «добычи», что отразилось и в поговорке: «Смелым Бог владеет, пьяным черт качает» [Даль, 1882].
Влиянию черта (как и беса) традиционно приписывалось и пьянство, почитавшееся чем-то вроде душевного заболевания, наваждения: «в человека, страдающего запоем, непременно вселяется черт» [Максимов, 1903]
«Запои считают также за порчу, потому что пьяный постоянно поминает черта» (Новг.). По поверьям, черт старается сгубить запойных, «манит их то в лес, то в омут», насылает неодолимую тоску и т.д. Черту крестьянами многих губерний России (особенно староверами) приписывалось изобретение вина и табака.
По рассказу, записанному на Новгородчине, «чертенок избежал наказания, обещав Вельзевулу души соблазненных им людей. Он нанимается в работники, по его наущению строится винокуренный завод. Чертенок прощен, а водка осталась в миру».
В Орловской губернии также бытовал рассказ о черте – создателе винокуренного завода: «Черт изобрел вино. Он сделал снаряды, стал гнать водку, напустил по всему небу дым. Апостолы перепились. Тогда Бог прогнал дьявола «в три шеи». Он провалился вместе со своим паровиком – с этого времени и образовался и первый винокуренный завод на земле» [Померанцева, 1975].
В прибалтийской мифологии чёрта зовут ве́лняс (лит. velnias; латыш. velns – вялнс, велнс), что сравнивают с литовским богом Виелоной, и славянским богом Велесом. Также известны случаи, когда ругательство «к чёрту», заменялось аналогичным по смыслу «к велесу».
В чешском прозаическом произведении, написанном в конце 14 века «Маленький ткач» (Tkadleček), главный герой сетует на свою возлюбленную: «Какой чёрт, или какой велес, или какой змей настроил тебя против меня?»
У аутентичных фольклорных эльфов, также как и у греческих сатиров, лошадиные уши (отсюда и современные облагороженные эльфы высокого фэнтези с длинными ушами). У скандинавов эльфы (альвы) делились на белых и чёрных.
Сварт альвы («чёрные эльфы») – это чёрные маленькие существа, живущие под землей. Один из таких сюжетов, похожих на русский фольклор о чёрте губящего пьяницу, сохранился в «Саге об Инглингах», где чёрный карлик заманивает пьяницу в камень. По версии Афанасьева, слово чёрт тождественно скандинавскому «сварт» и «сурт» (чёрный):
«Однажды вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с пира в спальный покой, он взглянул на камень и увидел, что у камня сидит карлик. Свейгдир и его люди были очень пьяны. Они подбежали к камню. Карлик стоял в дверях и позвал Свейгдира, предлагая тому войти, если он хочет встретиться с Одином. Свейгдир вошел в камень, а тот сразу закрылся, и Свейгдир так никогда из него и не вышел». – Сага об Инглингах
То, что именно черти являются самой частой галлюцинацией при алкогольном делирии, подтверждает и устойчивое выражение «допился до чёртиков».
Существует огромное количество описаний таких видений, например, больной П., перенесший белую горячку, рассказал, что, работая ночью в гараже, услышал со стороны окна «писклявый голос», который позвал: «Митя выйди» (простые галлюцинации), а когда вышел на зов, увидел во дворе, метрах в десяти от себя, голого, черного, косматого человека, который манил его «лапой», приговаривая елейным голосом: «Иди сюда, иди сюда» (сложные галлюцинации).
Мотив того, что чёрт заманивает пьяницу в лес, реку или болото, чтобы погубить, является также одним из распространенных фольклорных сюжетов.
Причиной белой горячки является токсическое поражение мозга. Подобные проблемы чаще всего возникают у мужчин, 7-10 лет систематически злоупотребляющих спиртным. Почему они возникают во время выхода из запоя? Потому что возникает абстиненция, своеобразная алкогольная «ломка». Иногда психоз может быть спровоцирован черепно-мозговой травмой или тяжелой инфекцией, перенесенной алкоголиком. Механизм все тот же – кислородное голодание мозга плюс отравление целым коктейлем токсинов.
На фоне возникающей в этот период острой абстиненции у больного появляются головные боли, рвота, нарушения речи и координации, дрожание конечностей, повышается температура. Вскоре к этим симптомам добавляется необъяснимое чувство подавленности и тревоги, переходящее временами в панический страх. Наступающая бессонница добавляет больному страданий.
Вскоре он начинает слышать пугающие звуки и странную речь, к этому примешиваются зрительные галлюцинации: больной видит сцены из знакомых ему фильмов ужасов, насекомых, мелких животных, которые, как ему кажется, ползают по его телу, проникают в рот и уши.
Существует достаточно распространенное убеждение, что алкоголики всех народов, столкнувшиеся с явлением делирия, видят чертей во время «белой горячки».
В тридцатые годы прошлого века советские врачи, массово прибывавшие в районы Крайнего Севера, были удивлены рассказами чукчей, эвенков, хантов и манси, перенесших приступы алкогольного психоза, о рогатых животных, донимавших их во время заболевания. К тому времени эти северные народы уже были знакомы с водкой, на которую до революции десятилетиями обменивали у купцов пушнину.
По описаниям пациентов, пугающие сущности были весьма похожи на традиционных чертей. После знакомства с традиционными европейскими спиртными напитками в обиход самых разных американских племен прочно вошло понятие «невидимый мохнатый дух», который одолевал ослабевших от неумеренных возлияний индейцев.
Учасник

Автор: Angry Owl

Не макаю в чай печеньки

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий