в

О чём песня Егора Летова «Всё идёт по плану»?

О чём песня Егора Летова «Всё идёт по плану»?

Известный советско-российский поэт и композитор Егор Летов получил широкую известность, благодаря своим революционным текстам, преисполненным политичности и суровой реальности. Свои непоколебимые и нерушимые идеологические воззрения он воспевал в стихотворениях. По своим убеждениям, Летов был ярым коммунистом, с 1994 по 1998 гг. поддерживал Национал-большевистскую партию и имел партбилет с № 4. Данная идеология получила яркое отражение в его песне «Всё идёт по плану», впервые записанной за 3 года до развала СССР и начала перестройки. Эту композицию можно смело назвать Гимном поколения.

Песня «Всё идёт по плану» имеет иронично-трагический характер. Уже в самом названии кроется яркая постирония: всё идёт по плану, но по какому? Егор Летов будто предчувствовал глобальный переворот, случившийся в СССР в 1991 году. Кроме того, возникает связь с типично советским значением слова «план» — пятилетки за четыре года и многочисленные нормы на производствах. Даже экономика в СССР получила название «плановая». Но, как известно, все эти начинания не увенчались успехом, либо проходили с немыслимыми человеческими жертвами. Вот по такому плану, видимо, все и идет.

Образ Ленина служит символом ушедших надежд, концом целой прекрасной эпохи зари революции, когда народ действительно верил в социалистическое будущее России. Нетленное тело Ильича — это некий необратимый процесс распада и убийственный апофеоз частиц «Государства»:

Границы ключ переломлен пополам
А наш батюшка Ленин совсем усоп
Он разложился на плесень и на липовый мёд
А перестройка всё идёт и идёт по плану
А вся грязь превратилась в голый лёд

«Плесень» в данном семистишие является олицетворением всего земного, физического и монументального, а «липовый мёд» усладой сущности коммунистического утопизма. Метаморфозы «грязи в голый лёд» служат неким «оголением» нутра перестроечной гнилостной эпохи. Вся та вера в лучшее, светлые обещания, данные новым правительством, были лишь насмешкой, издёвкой над целым государством, народом и эпохой.

Символика флага Советского Союза вызывают у лирического героя трогательные, чистые и светлые эмоции. Он испытывает эстетическое наслаждение и ностальгическую сладость:

А моя судьба захотела на покой
Я обещал ей не участвовать в военной игре
Но на фуражке на моей серп и молот и звезда
Как это трогательно — серп и молот и звезда
Лихой фонарь ожидания мотается…

Так же немаловажным смысловым компонентом служит образ «жены». Она в данной композиции является олицетворением умирающего, близкого к полнейшему краху и распаду Советского союза. Автор текста показывает все те издевательства и надругательства, которые приходится претерпеть стране. Здесь опять вступает в силу предвидение: варварская приватизация, разрушение заводов и предприятий, отсоединение республик и т.д. Запад давит, идёт тотальная информационная война:

А моей женой накормили толпу
Мировым кулаком растоптали ей грудь
Всенародной свободой растерзали ей плоть…

Лирический герой призывает испытывать хоть каплю уважения в память о ней, как о целой растворившейся эпопее:

Так закопайте её во Христе –
ведь всё идёт по плану…

Где-то в глубине души всё же тлеет слабый огонь ещё не угасшей надежды в светлое будущее, но это вновь мудро сложенная, гениальная саркастическая постирония, отражающая суровую действительность. Автор издевательски перечисляет те оторванные от реальности обещания, которыми кормили голодный народ все 70 лет советского владычества:

А при коммунизме всё будет за%;ись
Он наступит скоро — надо только подождать

Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф
Там наверное вообще не надо будет (умирать)
Я проснулся среди ночи и понял, что —
ВСЁ ИДЁТ ПО ПЛАНУ!

Учасник

Автор: Rock_Star

Люблю рок и не только

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий

Один комментарий

  1. В стихах Летова столь глубокий смысл? Не думаю. Скорее, что слышишь, то и понимаешь, как и большинство текстов т.н. русского рока. Помню, один человек утверждал, что в песне Гребенщикова “10 стрел” “смысол глубочайщий”. А песни корефанки Летова Янки Дягилевой – так и вовсе – средоточие смысла и бунтарства, особенно песни “Домой”, “По трамвайным рельсам”, “Ангедония”. Хотя, по факту, набор депрессивных слов и мотивов, эмоциональная нагрузка от них идет, подбиваемая подходящими словами, каждое из которых можно трактовать по-своему.

    В стихах Цоя тоже многие “смысол глубокий” видят. Виктор Робертович еще при жизни ох%ел, когда его “Группу крови” к афганской войне прилепили. А уж услыхав “Кукушку” в исполнении Гагариной, в контексте “песня про снайпера”, так и вовсе слово “3,14здец” из костей выложил.

    Но то, что это классика, сомнений, конечно же, нет. Многие из нас свои взгляды под это формировали. И если не биться над осознанием смысла, зачем это нужно?