в

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Старое доброе Средневековье! Автор «Молота ведьм» оказывается грязным извращенцем, суккуб возводит на престол Папу Римского, крестьяне восстают из-за права первой ночи, а за анальный секс дают семь лет епитимьи.

Наказание за анал и секс с мертвой женой — церковь регулирует половую жизнь

В раннем Средневековье церковь еще не полностью подмяла под себя половую жизнь мирян.

Как пишет в статье «Средневековье: секс, еда и культура», доктор исторических наук А.И. Сидоров, в эту эпоху дворяне и церковные иерархи частенько жили с конкубинами (наложницами), а браки простолюдинов заключались просто по факту длительного сожительства.

Постепенно гайки закручивались, и церковь подчинила себе всю сексуальную жизнь, вплоть до проституции.

Про приключения святых отцов с блудницами мы подробнее писали в другой нашей статье, а здесь расскажем о других аспектах сексуальной жизни Средневековья. 

По словам того же А.И. Сидорова, священнослужители вели себя довольно раскованно, не брезгуя даже малолетними послушниками в монастырях, мирянам же запрещали многое.

Например, секс должен был происходить только в миссионерской позе. Все остальные действия считались извращением, и за них накладывалась епитимья — наказание в виде ограничения в еде или еще в чем-то. 

Как пишет А.И. Сидоров: «За анальный секс могли назначить семь лет покаяния с очень строгими ограничениями по питанию и жестким режимом молитв».

Но даже этих ограничений было мало. По мнению средневековых пасторов, жена в постели должна быть молчаливой, холодной и отстраненной, делая вид, что сам процесс ей не очень интересен. Однажды эти рекомендации привели к дикому случаю.

По легенде, некий благородный господин, вернувшись поздней ночью с охоты, решил проведать благоверную. Она была как обычно тиха и молчалива, и он, по-быстрому закончив свои дела, отправился почивать.

Позже он с ужасом обнаружил, что занимался сексом с мертвой женой, так как она скончалась незадолго до его возвращения. После этого случая жен обязали иногда во время секса проявлять признаки жизни, чтобы избежать конфузов. 

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Ограничивая других, сами священники ни в чем себе не отказывали. Помимо походов в бордели и использования для утех молодых учеников, доставалось и мирянам. Так, Розали Гилберт в книге «Интимное Средневековье.

Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях» рассказывает о священнике по имени Пьер Клерг. Блудливый пастор из французской деревни Монтайо, воспользовавшись отсутствием матери дома, уговорил пятнадцатилетнюю Грациду Рив заняться сексом.

Вернувшаяся мать не избила негодяя чем попало, а восприняла подобный поступок спокойно и не обращала внимания на визиты к дочери похотливого Пьера.

И даже после того, как он устроил брак Грациды и другого Пьера по фамилии Лизье, связь продолжалась с согласия мужа, пока девушке это не надоело. Вот такая шведская семья по-французски.

Целомудрие превыше всего — пояс верности

Как избежать появления рогов, на которых неудобно носить шлем крестоносца? Конечно же, использовать пояс верности — конструкцию из металла, не дающую любовникам добраться до юной леди…

Примерно так звучит распространенная еще с XIX века легенда о возникновении и распространении поясов верности в Средние века. И как подтверждение этой байки в музеях Парижа и Лондона даже выставлены некоторые образцы.

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Современные исследователи скептически относятся к реальности использования этого предмета в те давние времена.

Американский историк-медиевист Альбрехт Классен в книге «Средневековый пояс верности: Процесс появления мифа (Новое средневековье)» указывает на то, что долгое ношение подобного предмета одежды «…Противоречит современным медицинским исследованиям, потому как женщина просто не смогла бы выжить, из-за появления серьезных проблем со здоровьем, связанных с гигиеной, которые бы начались у нее спустя всего пару дней ношения».

Ну а исследования образцов в музеях выявило, что все они относятся к XIX веку.

Как написала в своей статье для British Medical Journal историк Лесли Смит: «Я ездила за границу и смотрела коллекции произведений искусства, но до сих пор не видела пояса верности, происхождение которого из Средневековья можно было бы доказать».

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Так откуда же появился этот миф? Истоков несколько. Богословы раннего Средневековья не раз упоминают cingulum castitatis — пояс целомудрия на латыни. Но они используют это выражение образно, умоляя защитить себя от искушения впасть в плотских грех.

Например, богослов и ученый Карла Великого по имени Алкуин просит: «Избавь меня от прошлых грехов, защити от нынешних, укрепи от будущих. Дай мне воздержание от еды и питья, пояс верности целомудрия, чистоту сердца и уст». Сомнительно, что он желал себе железный вариант нательного белья.

Следующий исток — первое изображение пояса верности, которое известно из трактата об осадных машинах. Написан он в 1405 году немецким инженером и художником Конрадом Кизером. Кроме действительно серьезных описаний инженерных новинок тех лет, в книге имеется и юмористический раздел.

Там описывается устройство плаща невидимки и пояса верности, который, по словам автора, носят флорентийские женщины, чтобы защитить свою добродетель от насильников. По мнению все того же Классена: «Но это шутка, и ничего больше, на что указывают контекст и чудовищность металлической клетки». 

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье
Пояс верности из книги Конрада Кизера

Следующий исток легенды — это гравюры, известные с XVI века. Все они объединены похожими сюжетами: полуобнаженная женщина в поясе верности передает ключ старому и уродливому супругу с ослиными ушами, или другими признаками дурака и ревнивца, а недалеко притаился юноша с таким же ключом.

Данные изображения скорее образно показывают глупость ревнивых мужей и неверность жен, чем доказывают реальное существование практики применения подобных поясов. 

Самым лучшим доказательством существования этого предмета в Средние века была бы археологическая находка. И она даже упоминается в книге профессора Эрика Джона Дингуолла «Пояс целомудрия. Медико-историческое исследование».

Дингуолл пишет, что в конце XIX века, некий Антон Пачингер, немецкий коллекционер древностей, раскопал в Австрии скелет молодой женщины в поясе верности, и эти останки датировались XVI веком. Но, к сожалению, позже скелет куда-то пропал. 

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Так существовал ли в реальности пояс верности в Средневековье? Скорее нет, чем да, а нынешней популярности этого предмета мы обязаны пуританам из Викторианской эпохи, любившим мрачные байки об ужасном прошлом, а также кузнецам, нагревавшим руки, продавая легковерным людям «самые настоящие пояса верности».

Jus primae noctis — право первой ночи

Одной из знаменитых традиций Средневековья является «право сеньора», более известное нам как «право первой ночи». Даже в фильме Мела Гибсона «Храброе сердце» показан этот отвратительный обычай, когда невесту друга главного героя забирает местный лорд и убивает за отказ провести с ним ночь.

Тот самый момент из «Храброго сердца»

Историческими корнями данной традиции мог быть германский «байлагер». Согласно нему, лорд мог провести ночь с любой зависимой от него девушкой сразу после ее свадьбы.

Чтобы этого избежать, жених выплачивал выкуп. Позже секс заменили на символы. В одних местностях на свадьбе господин перепрыгивал через невесту, в других — клал голую ногу на брачное ложе. 

Но бывали случаи и посерьезнее. К примеру, в конце XV века каталонские крестьяне обвинили своих лордов в том, что они приставали к девушкам, лежащим на брачном ложе, вместо того чтобы по традиции просто переступить через них.

В итоге крестьяне восстали и, победив, потребовали упразднить этот позорный обычай, что и было сделано испугавшимися народного гнева феодалами.

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Впрочем, по утверждению историка-медиевиста Анны Адашинской в статье «Как придумывали средневековую историю», подобные традиции чаще всего просто юридически и символически показывали зависимость крестьян от лордов и позволяли тем, под угрозой реализации «права лорда», требовать с молодоженов отступные. 

Тем не менее, решение арбитражного суда в испанском городе Гваделупе 1486 года с помощью которого король Эдуард Католик отменил право первой ночи у своих лордов, говорит о том, что подобное юридическое право существовало хотя бы в теории.

Суккубы и «Молот ведьм» — секс и демонология

Мир секса в Средние века был наполнен мистикой. По мнению священников того времени, мужчины и женщины постоянно подвергались опасности атаки колдовских и демонических сил. Особенно часто в использовании колдовства обвиняли женщин, приписывая им склонность к магии и разврату.

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье
«Молот ведьм»

Автор знаменитого трактата «Молот ведьм» Генрих Крамер считал, что женщины могли с помощью колдовских сил лишать мужчин потенции и вообще всячески вредить с помощью магии.

Правда, не все современники воспринимали Крамера как пример искреннего борца за целомудрие и веру. Историк Ксения Чепикова в своей лекции приводит случай, произошедший в 1485 году в городе Инсбруке.

Крамер обвинил несколько женщин в колдовстве, но когда он допрашивал предполагаемых ведьм, произошел конфуз.

Местный епископ, почитав материалы дознания был неприятно удивлен; борец за целомудрие с каким-то маниакальным интересом выспрашивал у женщин подробности их интимной жизни: с кем, в какой позе, сколько раз и так далее. В итоге несчастные дамы были освобождены, а старого извращенца вежливо попросили на выход.

Тем не менее, многие церковники воспринимали ведьм как вполне реальных и описывали их взаимодействие с демонами-искусителями с удивительными подробностями.

Парижский епископ XIII века Гильом Овернский считал, что демоны не имели физического воплощения, и поэтому не могли зачинать детей.

А следовательно, они шли на хитрость: в виде суккуба (демона-женщины) соблазняли мужчин, получали от них семя и уже в виде инкуба (демона-мужчины) наполняли этим семенем женщин, от чего рождались жуткие чудовища.

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Инкубы имели необычные особенности физического строения. Исследователь Александр Евгеньевич Махов в книге «Hostis antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря», так описывает их внешний вид: «Инкубу приписывали необычную физическую природу: его член изображается раздвоенным; похожим на змею; на железный прут; на горящую головню; на член мула; он ледяной, как, впрочем, и сперма демона».

Суккубы же выглядели как соблазнительные женщины, готовые на все, чтобы сбить праведника с пути истинного. В этой же книге автор рассказывает про священника Бенуа Берна, которого сожгли в восьмидесятилетнем возрасте. Пастор утверждал, что прожил сорок лет с прекрасным суккубом по имени Гермиона. 

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье

Но, интереснее всего история, произошедшая в Вильно в 1597 году и рассказанная в XVII веке Адрианом Регенвольсом, польским автором.

Некий Захария посватался к Бьетке, но ее родители отказали бедняку, тогда он загрустил и наложил на себя руки, а восстал уже в виде духа-инкуба и предложил девушке выйти за него замуж. Так и произошло, и слухи о деве, живущей с демоном, разбежались по всем землям, после чего к Бьетке пришел успех.

Она брала деньги за предсказания, сделанные ее мужем и стала баснословно богатой, пока история не закончилась трагикомически. В Вильно приехал итальянский колдун, у которого сбежал из кольца его личный демон-помощник.

Дед присмотрелся к Захарии и узнал своего беглеца, дурачившего девушку и окружающих. Поймав демона и заключив его обратно в кольцо, довольный колдун укатил восвояси. 

Даже самые высокие церковные иерархи не стеснялись иметь дело с суккубами. В книге, «Придворные мелочи» написанной Уолтером Мейпсом в 1185 году, рассказывается о молодом человеке по имени Герберт Орильякский, который позже стал папой Сильвестром II.

Однажды этот пылкий юноша встретил девушку по имени Меридиана, которая предложила ему секс, богатство и власть, если он будет верен только ей.

Юноша согласился, совершенно не переживая о том, что договорился с суккубом. В итоге на папский престол взошел новый понтифик, Сильвестр II, только перед смертью он покаялся в сожительстве с демоном.

Суккубы для Папы Римского и право первой ночи: каким был секс в Средневековье
«Инкуб покидает двух спящих девушек», Иоганн Генрих Фюсли.

Люди Средневековья жили в удивительном мире. Во тьме их подстерегали очаровательные суккубы, их жены носили пояса верности, а феодалы вовсю пользовались правом лорда. Но, как мы видим, все это существует лишь в поздних легендах о Средних веках.

Учасник

Автор: DrZlo

Алкоголик из Питера

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий