»Игральные карты: история происхождения

Игральные карты: история происхождения

Игральные карты: история происхождения
Вряд ли найдется человек, никогда не державший в руках игральных карт или не раскладывавший компьютерный пасьянс. Но при этом мало кто задумывается: а откуда появилась карточная колода? А ведь этот привычный для нас предмет имеет и свою занимательную историю, и собственные тайны. И что удивительно – за карточными валетами, дамами и королями стоят реальные или мифические прототипы.

Историки не пришли к единому мнению, какую именно страну следует считать родиной игральных карт, Есть версии, что они пришли в Европу из стран Азии – Китая или Индии. Древние индийские карты были круглыми, в колоде их насчитывалось 96, они имели восемь мастей. Китайские карты напоминали длинные дощечки из слоновой кости или дерева – с нарисованными на них фигурками. При этом игра в индийские карты напоминала шахматы, а в китайские – домино.

Позже в Индии количество карточных мастей сократилось до четырех. Такие карты сначала попали на Ближний Восток, а потом были завезены в Европу рыцарями-крестоносцами.

Существует также теория, что игральные карты зародились в Египте. Жрецы отразили всю мудрость мира в 78 табличках, на которых были нанесены магические знаки. 56 таких табличек, названных младшими арканами, впоследствии стали обычными картами, а 22 старших аркана превратились в карты Таро для гадания и прорицаний. В любом случае древние игральные карты отличались от современных, в первую очередь, отсутствием привычных для нас валетов, дам и королей.
Известно, что в 1392 году Жакмен Грингоннер, шут умалишенного французского короля Карла VI, для развлечения своего господина впервые нарисовал карточную колоду с королями и валетами, каждым из которых был определенный персонаж. Себя он изобразил в образе джокера, который может бить любую карту. Дам в колоде поначалу не было – лишь столетие спустя итальянские живописцы стали изображать на картах Мадонну.

К концу XV века в Европе сформировалась так называемая французская колода, которая сейчас считается классической: 54 карты при двух джокерах и четырех мастях. Масти символизировали предметы и атрибуты рыцарского обихода: пики – копье, трефы – меч, бубны – герб, черви – щит. В Испании до сих пор сохранились их другие названия: жезлы, мечи, монеты и кубки (чаши). Это подтверждает версию об индийском происхождении игральных карт, поскольку там на них изображалась фигура четырехрукого Шивы, державшего кубок, меч, монету и жезл – символы сословий этой восточной страны.

Во французской колоде каждая карта-картинка изображала конкретного персонажа. К примеру, королем пик был библейский царь Давид, королем треф – Александр Македонский, королем бубен – Юлий Цезарь, а королем червей – Карл Великий.

Валет изначально был слугой или оруженосцем. Прототипами валетов стали: Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир («гнев»), соратник Жанны д'Арк, – черви, а также герои французского эпоса, сопровождавшие Карла Великого: Ожье Датчанин – пики и Роланд – бубны. В образе валета треф изображали Ланселота, одного из рыцарей Круглого стола.

Но персонажи не были жестко закреплены: например, дамой червей в разных вариантах могла быть библейская Юдифь, а также Елена Троянская, дамой пик – Афина Паллада, Минерва или Жанна д'Арк... А дама треф вообще какое-то время служила для изображения той или иной фаворитки французского короля.

Уже позже и из другой страны пришла традиция украшать один из тузов: английский монарх Яков I издал указ о том, что на пиковом тузе, открывающем колоду, необходимо ставить отметку об уплате особого налога на данную продукцию.

Интересно, что карточная символика неразрывно связана с некоторыми жизненными или религиозными реалиями.

Тузы (от латинского as - название монеты) поставлены выше королей – это показывает, что именно деньги являются важнейшей силой общества. Еще выше считается джокер – карта, не имеющая масти, шут с королевским жезлом в руках (позже жезл заменили на медные тарелки). По мнению тогдашних европейцев, этот персонаж был связан с образом дьявола. В полной колоде каждая масть насчитывает 13 карт – несомненно, мистическое число.

В картах совершенно явно отображается время. Красный и черный цвета символизируют день и ночь. Четыре масти – это четыре времени года, 52 карты (без джокеров) соответствуют числу недель в году. Общая сумма всех очков составляет 364, прибавив одного джокера, получим количество дней в обычном году, обоих – в високосном.

Кроме того, карточные масти в народном сознании ассоциировались с распятием Иисуса. Крести – изображение креста Спасителя. Пики – копье Лонгина Сотника, которым он пронзил бок Иисусу. Черви – губка на трости (один из воинов намочил губку и подал Иисусу, чтобы тот смочил губы). Наконец, бубны – графическое изображение кованых гвоздей, которыми тело Сына Божьего прибивали к кресту. Именно из-за этого церковные власти всегда выступали против карт.
Рубашку, или обратную сторону карт, до XV века никак не украшали и не разрисовывали. А фигуры на картах до XVII века изображали в полный рост, только потом их стали разделять на две поясные картинки.

В России карты появились только в конце XVI века. Есть версия, что их привез итальянский авантюрист по фамилии Чертелли, созвучной, по мнению многих, слову «черт». Якобы он встречался с Иоанном Грозным и выпросил разрешение для организации игры на деньги привезенными им колодами. Эта версия с красивыми подробностями (например, что карты Чертелли держал в шкатулке, покрытой платком красного и черного цветов, соответствующих сочетанию мастей и в то же время напоминающих об адском пламени), к сожалению, никакие подтверждена.

Но известно, что карточная игра как забава существовала при русском дворе уже при Михаиле Федоровиче (1596-1645 годы) – его малолетнему сыну, будущему царю Алексею Михайловичу, были куплены карты для игры со сверстниками. Хотя, взойдя на престол, Алексей Михайлович изменил отношение к этой игре, увидев в ней покушение на христианские устои. В царском Уложении 1649 года предписывалось «с игроками в карты поступать, “как писано о татях" (ворах)». За это занятие полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей. Правда, в 1667 году царь ненадолго разрешил карточные игры, но затем картежников снова стали преследовать.

Петр I к картам относился гораздо лояльнее своего отца - хотя сам играть в них не любил и при дворе такой игры не допускал. Тем не менее государевым указом, по примеру европейских стран, разрешалась игра в армии и на флоте, но с условием проигрывать не больше одного рубля. Также царь одобрил производство отечественных карт на двух небольших мануфактурах в Москве.

Расцвет карточных игр в России начался в период правления Анны Иоанновны (1693-1740 годы), когда такое занятие стало модным при дворе.

Император Александр I (1777-1825 годы) ввел государственную монополию на производство игральных карт – весь доход от их продажи передавался в ведомство, опекающее детей-сирот.

Карты делались из бумаги низкого качества – поэтому ее приходилось предварительно натирать тальком. В сравнении с гладкой шелковой тканью такие карты стали называть атласными, и это именование сохранилось до наших дней.

Колоды тогда продавались не поштучно, а дюжинами, и были очень дорогими. В 1855 году цена дюжины колод атласных карт составляла 5 рублей 40 копеек (для сравнения – городовой получал в месяц около 20 рублей). Для императорского двора такие карты делали с золотыми обрезами – соответственно, их стоимость еще более возрастала. Во всех производимых в Российской империи колодах на бубновом тузе и червовом валете печатались государственные гербы с двуглавыми орлами.

После установления советской власти карты поначалу были запрещены, а их производство остановлено. Но уже в конце 1920-х годов большевики поняли, что такая продукция может не только стать доходной, но и нести идеологическую нагрузку. В 1929 году была выпущена колода «Народности СССР», где вместо королей, дам и валетов изображались представители различных национальностей Советского Союза (в частности, бубновым королем был узбек в чалме и халате, бубновым валетом – белорус в бараньей шапке, а одной из дам – таджичка, сбрасывающая паранджу).

В 1934 году на карточной фабрике в Ленинграде изготовили «Антирелигиозную» колоду с рисунками в стиле карикатур из журнала «Безбожник».

Во время войны в блокадном Ленинграде выпускали колоду карт «Антифашистские». Королями в ней стали Гитлер, Муссолини, венгерский адмирал Хорти и финский маршал Маннергейм, валетами – Геббельс, Гиммлер, Геринг и Риббентроп. Все рисунки были выполнены в карикатурной манере, а карты предназначались для заброски в немецкие воинские части.

С появлением современных гаджетов игральные карты обретают новую жизнь (к примеру, в пасьянсах или виртуальных казино). Так что окончательное расставание с ними человечеству пока не грозит.
  • +16
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Автор статьи

Dedushka

Блогер старожил
Пользователь не указал информацию о себе
© Copyright 2018-2019. Все права на авторские материалы и публикации принадлежат их авторам. Не допускается полное или частичное копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование материалов из Блога EgoCreo, иначе как с письменного разрешения соответствующих правообладателей.