»18 секретов создания мультфильма «Тайна третьей планеты»

18 секретов создания мультфильма «Тайна третьей планеты»

18 секретов создания мультфильма «Тайна третьей планеты»
«Тайна третьей планеты» – главный научно-фантастический мультфильм СССР. Его сняли по повести писателя Кира Булычева, который выступил еще и в качестве сценариста. В 2019 году мультфильму исполнилось 38 лет, но зрители не устают смотреть его снова и снова. Приключения непоседливой девочки Алисы и команды космобиологов с корабля «Пегас» будут актуальны всегда: ведь кроме захватывающих путешествий мультик рассказывает о вечных ценностях – любви, дружбе и честности. Давайте узнаем, как создавался любимый мультфильм миллионов детей.

Произведения Кира Булычева читало не так уж много народа. И вовсе не из-за отсутствия таланта у автора: повести из цикла «Приключения Алисы» были в жутком дефиците, так как книги печатали небольшими тиражами. Поэтому об Алисе Селезневой советские школьники узнали из мультфильма.
В конце 70-х была совсем другая Алиса. В архивах до сих пор хранится диафильм «Новые приключения Алисы из XXI века». Правда, Зеленый там не капитан, а механик, как в книге, и выглядит гораздо брутальнее.
Режиссер «Тайны третьей планеты» Роман Качанов был звездой «Союзмультфильма»: он автор легендарных «Чебурашки» и «Варежки». Рядовому режиссеру никогда не доверили бы работу над полнометражным фильмом.
Работа над мультиком шла 4 года. За это время художники отрисовали тысячи сложных эскизов, а сценаристы вместе с автором повести Киром Булычевым адаптировали книгу.

Режиссер мечтал добиться точной передачи движений у персонажей. Поначалу художники хотели делать мультфильм в технике фотоперекладки («эклер»). Это, по сути, перерисовывание актеров и декораций, уже отснятых на кинопленку. Но позже от этой затеи отказались: производство фильма затянулось бы еще на несколько лет.
Кадр из мультфильма «Аленький цветочек», выполненного в «эклерной» технике. Мимику, движения и голос купцу «подарил» актер Николай Боголюбов.

Режиссер пригласил работать над картиной совсем юного художника-постановщика: Наталья Орлова только недавно окончила ВГИК, это была ее 6-я работа.

Орлова страшно перепугалась: с одной стороны, предложение было лестным, но и жутко ответственным. Ведь девушка совершенно не разбиралась в технике. Однако режиссер заверил молодого мастера в том, что главное – обаяние героев.

Громозека заставил художницу трудиться по ночам и думать над его обликом. У Кира Булычева отсутствует подробное описание персонажа. Известно было лишь, что герой в 2 раза больше обычного человека, у него 10 щупалец, 8 глаз, панцирь на груди и 3 добрых бестолковых сердца. А еще он похож на слона и осьминога одновременно и умеет летать. Художник-постановщик долго думала, как совместить большие размеры персонажа и его умение перемещаться с планеты на планету посредством летательного прибора. Озарение пришло неожиданно: Орлова увидела на столе консервную банку и решила, что персонаж должен выглядеть именно так.

В мультфильме у Громозеки 6 рук, а не 10 из-за того, что рисовать такое количество конечностей технически сложно.
Прототипом Алисы Селезневой стала маленькая дочка художницы Катя. Сегодня Екатерина Семенова – знаменитая актриса, а тогда была шаловливой непоседой, которая бегала вокруг работающей мамы и отвлекала ее. Из-за того что дочка постоянно мелькала перед глазами, Алиса и получилась похожа на маленькую Катю.
Внимательные зрители давно заметили, что Алиса Селезнева ни капли не похожа на своего отца, зато с капитаном Зеленым – одно лицо. По одной из версий, Наталья Орлова срисовала капитана со своего мужа кинорежиссера Тенгиза Семенова. А по другой – прототипом Зеленого стал сам Кир Булычев, который к тому же был соседом семьи Орловых по дому.
Фантастический мир «Тайны третьей планеты» – это целая вселенная. Художники читали литературу по астрономии, вдохновлялись другими фантастическими книгами, но в основном опирались только на свое воображение. И это было самым тяжелым испытанием. Однако в результате в сочетании с динамичным электронным саундтреком получилось слегка психоделическое зрелище в духе битловской «Yellow Submarine».
Эскиз работы Натальи Орловой.
Сюжет книги «Путешествие Алисы» невозможно было перенести на экран полностью, иначе зрелище получилось бы сумбурным. В результате от некоторых героев избавились: капитан Полосков уступил место харизматичному пессимисту Зеленому. Главы, которые не имеют отношения к центральной теме сюжета – охоте на пиратов, – были вырезаны.
Пейзажи и музыка в мультфильме были революционными, а озвучку специально сделали традиционной. Свои голоса героям «подарили» маститые советские актеры: Василий Ливанов (Громозека), Рина Зеленая (бабушка Коли) и другие.

Мультфильм оказался настолько удачным, что его показывали в США, Франции, Великобритании, Японии, Корее и других странах. В видеоверсии для США Алису озвучила  Кирстен Данст, а птицу Говоруна – Джеймс Белуши. В Италии Громозека говорил голосом Адриано Челентано. А французский актер Жан Рено озвучил у себя на родине профессора Селезнева.
Игорь Можейко по профессии был историком-востоковедом, но с 1965 года он «баловался» написанием фантастических произведений под псевдонимом Кир Булычев. Игорь Всеволодович держал свое увлечение в секрете, поскольку полагал, что руководству научного института не понравится его литературная деятельность. Однако ему пришлось разоблачиться после выхода «Тайны третьей планеты»: он стал лауреатом Госпремии.

В 2009 году вышло неофициальное продолжение «Тайны» под названием «День рождения Алисы». Художники трудились над мультфильмом 2 года и всех героев рисовали вручную.
В общей сложности в истории Алисы получилось 6 сиквелов. Однако популярности «Тайны третьей планеты» удалось добиться только 5-серийному кинофильму «Гостья из будущего». Остальные ленты и мультфильмы остались малоизвестны.
  • +16
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Автор статьи

Буквоед

Блогер старожил
Пользователь не указал информацию о себе
© Copyright 2018-2019. Все права на авторские материалы и публикации принадлежат их авторам. Не допускается полное или частичное копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование материалов из Блога EgoCreo, иначе как с письменного разрешения соответствующих правообладателей.