»Мифологическое олицетворение смерти в мировых религиях и культурах

Мифологическое олицетворение смерти в мировых религиях и культурах

Мифологическое олицетворение смерти в мировых религиях и культурах

Мифологическое олицетворение смерти в мировых религиях и культурах

С древнейших времён образ смерти волновал умы всех народов. Кого-то она завораживала своим сакральным таинством, в других вселяла ужас и отчаяние. Смерть всегда занимала значительное положение в культурах множества древних народов: Египет, Месопотамия, Древний Израиль, античная Греция, Рим, Скандинавия. Если рассмотреть историю древних уральских народов, то следует отметить, что по всему Уралу разбросано множество дольменов и конструкций, весьма напоминающих надгробные плиты и просто могилы. Философия Средневековья также имела свой, особый взгляд на смерть. Времена меняются, а образ смерти всё также продолжает будоражить умы людей. А теперь рассмотрим, как представляли смерть разные народы мира.

Барон Суббота (Самеди) – религия вуду

 

Барон Суббота – один из самых экстравагантных образов смерти, которые только можно представить. Обычно он изображается в виде скелета или очень худого человека в чёрном фраке и чёрном цилиндре. Барону Суббота, согласно верованиям вуду, всегда посвящается первая могила на каждом новом кладбище. Барон Суббота – это не бог, а некий дух, демон или, как говорят последователи вуду, лоа. Поэтому он может вселиться в человека. Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе.

Грох – армянская мифология

 

В переводе обозначает – «пишущий» или «записывающий». Главной функцией этого духа смерти считался учёт грехов и добрых дел у людей. На лбу у каждого Грох при рождении записывает его судьбу и на протяжении жизни человека отмечает в своей книге все его грехи и благие поступки, чтобы потом сообщить их на Высшем суде.

Мара – буддизм

 

В буддизме нет как такового бога смерти. Но есть персонаж, олицетворяющий собой саму смерть и разрушение. Это демон-искуситель по имени Мара, возглавляющий царство богов и соблазняющий Будду видениями красивых женщин. Буддисты верят, что Мара отвлекает людей от духовных практик тем, что преподносит именно земную жизнь, как нечто очень привлекательное и положительное. Тем не менее, считается, что Мара имеет власть ровно настолько, насколько сам человек ему это позволяет.

Миктлантекутли – ацтекская мифология

 

Дословный перевод – «Владыка Миктлана».  Собственно само имя произошло от названия подземного загробного мира в мифологии ацтеков – Миктлан. Как и многие другие образы смерти, обычно изображался в виде окровавленного скелета или в виде человека с зубастым черепом вместо головы. Постоянными спутниками Миктлантекутли являются летучая мышь, паук, сова и, конечно же, его жена – богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана, в доме без окон.

У ацтеков было сразу несколько богов смерти, но Миктлантекутли среди них был наиболее почитаемым. Считалось, что в его царство попадают люди, которые умерли обычной смертью, то есть не на войне, не во время жертвоприношений и не от родов. А ритуалы поклонения самому Миктлантекутли очень часто включали в себя и каннибализм.

Морана – славянская мифология

 

Морана  (Мара, Морена, Марена, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица) – в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Морана у древних славян в считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое чёрное дело. Имя Морана родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью. Её символы – Чёрная луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити жизни.

Владения Мораны, согласно древним сказаниям, лежат за чёрной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трёхглавым Змеем. В противоположность Живе и Яриле, Морана воплощает собой торжество Мари – «Мёртвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри.

Соломенное чучело, которое даже в наши дни ещё жгут во время праздника древней Масленицы в честь весеннего равноденствия, несомненно, принадлежит Моране, Богине смерти и холода.

Нергал – шумеро-аккадская мифология

 

У жителей древней Месопотамии и Вавилона было сразу несколько божеств, отвечающих за загробную жизнь. Но ближе всех к образу самой смерти – именно Нергал. Это хтоническое божество, олицетворявшее различные отрицательные явления. Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам он изображался насылающим смертельные болезни, в том числе лихорадку и чуму.

Оркус – римская мифология

 

Первоначально был одним из демонов или мелких божеств, но позже стал считаться полноправным правителем загробного мира. Его часто изображали в виде демона, покрытого шерстью, иногда крылатого. На своих крыльях он уносил человеческие души в загробный мир.

Супай – мифология инков

 

Супай в мифологии инков является богом смерти, правителем подземного мира Уку Пача и предводителем демонов. В некоторых районах Южной Америки имя Супай в буквальном смысле означает дьявол.

Танатос – греческая мифология

 

В то время как знаменитый Аид был владыкой подземного царства, Танатос являлся олицетворением самой смерти. Согласно легендам он был сыном Нюкты и Эреба и братом-близнецом бога сна Гипноса. Танатос обладал железным сердцем. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Хель – германо-скандинавская мифология

 

Хель – дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды, а ещё она является повелительницей Хельхейма – мира мёртвых, куда её отправил сам Один. Когда Хель вместе с другими детьми Локи привезли к верховному богу, он отдал ей во владение страну мёртвых, куда попадают все умершие, кроме героев, которые погибли в бою (их валькирии забирают в Вальхаллу). О Хели известно, что она огромного роста, крупнее большинства великанов. Одна половина её тела чёрно-синяя, другая мёртвенно-бледная, кроме того выше пояса она выглядит как обычная живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты трупными пятнами.

Хине-нуи-те-по – мифология маори

 

В переводе с языка маори это имя означает «Великая женщина ночи». Хине-нуи-те-по – богиня ночи и смерти. В подземный мир она сбежала после того, как узнала, что бог Тане, женившийся на ней, является её отцом. Согласно легенде, все дети бога-отца Ранги и богини-матери Папы были мужского пола. Тане, бог лесов и птиц, первым из братьев ощутил необходимость найти себе жену. Его мать показала ему, как создать женщину из красной земли. Тане вдохнул жизнь в землю и затем женился на этой женщине. Когда Хине узнала, что её муж одновременно приходится её отцом, она от стыда сбежала в мир духов.

  • +8
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Автор статьи

IRBIS

Блогер старожил
Любознательна и любопытна, иногда чересчур...
© Copyright 2018-2019. Все права на авторские материалы и публикации принадлежат их авторам. Не допускается полное или частичное копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование материалов из Блога EgoCreo, иначе как с письменного разрешения соответствующих правообладателей.