»Загробный мир славян: бессмертие души

Загробный мир славян: бессмертие души

Загробный мир славян: бессмертие души

Загробный мир славян: бессмертие души

Вера в загробный мир и в то, что смерть – это не конец, существовала у всех народов. Древние славяне представляли себе смерть образно, причём образы были разные: то страшилище, в котором сочетались и человеческие, и звериные черты, то человеческий скелет.

Нередко представляли её в виде птицы – чёрного ворона или сизого голубя. На севере смерть изображали в виде совы, садившейся на крышу дома. Воронье карканье или уханье совы считали предвестием кончины кого-то из близких. Иногда смерть могла принимать и человеческий облик – обычно костлявой старухи. У славян-великоруссов она держала в левой руке факел, а в правой – косу. У белорусов это была худая и бледная старая женщина в белом саване.

По поверьям, после того как человек умирал, из его тела уходила душа. В некоторых местах над умирающим разбирали потолок или приподнимали матицу (основную балку), чтобы душа могла беспрепятственно покинуть тело. При этом на окно ставили чашку с водой и вешали полотенце – чтобы она умылась и утерлась.

Душа в представлении наших предков могла есть, пить, перемещаться с места на место, поэтому возник обычай «угощать» покойников. Для этого был установлен специальный «навий» день. В словаре В.И. Даля говорится: «Навь – это день поминовения предков. В Южной Руси – понедельник, в Средней и Северной – вторник на Фоминой неделе» (Фомина – неделя, следующая за Пасхальной). В некоторых регионах в поминальные дни оставляли кушанья на столах, чтобы усопшие подкрепились. В Витебской губернии клали на стол «для покойных» по ложке каждого блюда, что подавалось живым, – это называлось «дзедоу». В Олонецком крае выставляли вино и пиво.

В то же время душа была чем-то вроде ветра, поскольку ветер родственен дыханию, а «дуновение», «дыхание», «дух», «душа» – слова однокоренные. Когда человек умирал, он переставал дышать. Славяне верили, что бури и вихри происходят потому, что кто-то покончил с собой и душа самоубийцы стремительно вылетела из тела… Могла душа существовать также в виде дыма, пара или облака, которое можно было увидеть после её выхода из тела.

Между тем у славян бытовало ещё и представление о душе как об огне. Ведь тело после смерти становилось холодным, из него уходил внутренний огонь. Люди верили, что огоньки, которые иногда можно увидеть близ могил, это души усопших.

Достаточно распространено было в некоторых областях Древней Руси представление о том, что душа превращается в некое крылатое существо. Так, в Ушицком уезде её представляли в виде мухи, в Грубешовском – летучей мыши, в Ярославской и Олонецкой губерниях – в виде бабочки, её даже называли душечкой. Она могла летать и превращаться и в птицу – утку, галку, голубку, сокола, лебедя, кукушку… Именно поэтому по кукованию кукушки узнают, сколько осталось жить. Согласно славянским верованиям, душа могла переселиться в животное, стать кустом или деревом, которое вырастало на могиле.

Бытовала вера и в переселение душ. Возьмём, например, древнюю пословицу: «Из рода в род такой же урод». Фольклорист Ю.П. Миролюбов в работе «Сакральное Руси» пишет, что жители центральных российских губерний верили: человек перерождается в своих правнуков. Поэтому и принято было называть детей в честь умерших предков. Но если человек жил недостойно, непочтительно относился к своим родителям и за это его не любили в семье, цикл перерождения мог прерваться. Такой индивид возвращался в мир в виде животного, насекомого или растения, но не в облике человека.

По представлениям славян, живые люди обитали в так называемой Яви. Потусторонний мир же делился на три царства: Правь, Навь и Славь. Правь предназначалась для ожидающих перерождения душ праведников, Навь – для грешников. Но Навь не была аналогом ада, душу можно было извлечь оттуда, если живые родственники проводили определённые обряды. В Славь же попадали души героев, которые после кончины обитали рядом с богами. Миром мёртвых у славян правил бог Велес. Чтобы оказаться на той стороне, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту, связывающему царства живых и мёртвых.

via

  • +10
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Автор статьи

IRBIS

Блогер старожил
Любознательна и любопытна, иногда чересчур...
© Copyright 2018-2019. Все права на авторские материалы и публикации принадлежат их авторам. Не допускается полное или частичное копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование материалов из Блога EgoCreo, иначе как с письменного разрешения соответствующих правообладателей.