в

Дельфийский оракул: история и мифы

Дельфийский оракул: история и мифы
rcl-uploader:post_thumbnail
Места силы, где расположено большинство святынь и храмов, имеют сакральное значение. Это особые районы с необычной энергией, оказывающие сильнейшее воздействие на психику человека. Причем если заглянуть в глубь истории, оказывается, что одно и то же место используется последовательно сменяющими друг друга религиями и новый храм строится на развалинах старого.

 

Один из самых известных оракулов древности (прорицалищ) находился в Греции, в храме Аполлона, на склоне горы Парнас в местечке Дельфы. Это был не единственный оракул античного мира. Известны и другие храмы, где занимались прорицанием: на Афоне, на территории современной Турции и даже России, где в пещере недалеко от Анапы, а вернее, тогдашнего древнегреческого полиса Горгиппия, был второй по значению оракул. Но ни один не мог сравниться по силе с Дельфийским.

 

Мифологическая история Дельфийского оракула восходит еще к временам титанов. Считалось, что изначально он принадлежал богине Земли Гее, охранялся ее сыном, драконом Пифоном; само место называлось Пифо, а первым медиумом была нимфа Дафна. По другой версии, прорицания совершал сам Пифон. От Геи оракул перешел к ее дочери Фемиде, а затем к ее сестре Фебе.

 

С внука Фебы, Аполлона, начинается новый виток истории Дельфийского оракула, но это уже была эра богов Олимпа во главе с Зевсом, что победили титанов. Обучившись искусству прорицания, Аполлон появился в Пифо, убил Пифона и подчинил себе оракула. После битвы он ссыпал пепел дракона в саркофаг, поместив его в место прорицания. Не исключено, что Дельфийский оракул являлся духом самого Пифона.

 

Аполлон тем временем отправился на поиски жрецов и нашел их на корабле, идущем с Крита. Превратившись в дельфина, он околдовал моряков и привел в прибрежный город Крису, где предстал в своем божественном облике, посвятив их в будущую миссию.

 

С тех пор источником прорицаний считается сам Аполлон, а оракул выступает как посредник между ним и людьми. Иногда оракул отождествляется и с самим Аполлоном.
Форма публикацииА теперь немного истории. Современные раскопки показали, что древнегреческий город Дельфы был заселен со второго тысячелетия до н.э. А культ Аполлона формируется в период 1000 г. до н.э. Первые храмы делались из древесины лавра, пчелиного воска, меди и камня.
Близкий к современному каменный храм был построен только в VII в. до н.э., он несколько раз разрушался и восстанавливался после пожаров и землетрясений. Современные руины остались от храма, сооруженного уже в 369-339 гг. до н.э.

 

Максимальный расцвет Дельфийского оракула приходится на VII-V века до н. э. В это время ни один важный вопрос личной и государственной жизни не решался без обращения к оракулу. А защиту невероятно богатого храма гарантировал союз со Спартой, хотя его неоднократно грабили, сжигали, а затем восстанавливали снова и снова. Окончательно Дельфийский оракул закрыли при императоре Феодосии (391 г. н.э.), во время централизованной христианизации Римской империи.

 

До наших дней сохранились свидетельства с описанием процесса прорицания. Особенно преуспел знаменитый биограф и писатель Плутарх, который сам был дельфийским священником и знал о прорицаниях не понаслышке. Из других известных имен можно назвать философа Платона, историков Плиния и Диодора, поэтов Эсхила и Цицерона, географа Страбона.

 

Как показали исследования, под храмом Аполлона, где происходило гадание, находится пересечение двух геологических разломов – Дельфийского и Кернского, по которому и проходит линия источников. Сейчас этот разлом скрыт обломками осыпавшихся горных пород и древними террасами, но именно эта зона находилась под местом прорицания и называлась адитон.

 

Внутренняя его часть была недоступна для вопрошающих. Там находились: золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник, мраморный белый фаллический символ Омфалос с двумя золотыми орлами, под ним скрывался саркофаг с пеплом Пифона.

 

В середине из расщелины в скале поднимались грунтовые газы, возле стоял золотой треножник с котлом, на котором сидела пифия. Вдыхая выходящую из трещины пневму (газы), она и входила в трансовое состояние.

Форма публикации

По Плутарху, Аполлон, или оракул, уподоблялся музыканту, пифия – инструменту, пневма – медиатору. При этом он подчеркивал, что пневма только создает условия для пророчества, основную же роль играют подготовка и очищение пифии, в том числе сексуальное воздержание и голодание. Первоначально у Дельфийского оракула пифиями были юные девственницы.
Они должны были вести очень строгий образ жизни, соблюдать телесную и духовную чистоту, целибат, поститься перед вхождением в транс. Но после того как одна из пифий влюбилась и убежала с местным царем, приехавшим за прорицанием, этот порядок изменили. В пифии стали брать пожилых женщин. До этого они могли быть замужем и даже иметь детей, но, став пифиями, должны были соблюдать строгий целибат, пост и другие правила чистоты.

 

Плутарх описывает, что пневма издавала запах, напоминающий аромат духов, поднималась в виде газа и растворялась в воде. При этом в закрытом пространстве адитона, где сидела пифия, ее было в избытке.

 

В наши дни химический анализ воды из источников над Кернским разломом показал, что в воде присутствуют такие газы, как метан, этан и этилен. Наиболее выраженным галлюциногенным действием обладает этилен. Он имеет сладковатый запах, что вполне согласуется с рассказом Плутарха.

 

Сейчас доступ на территорию храма Аполлона закрыт, указаний на расположение адитона и даже на его существование вы нигде не найдете. Посетителям открыт доступ только к нижнему бассейну, куда стекала вода из места омовения пифий и других участников прорицания. Правда, он тоже пересох, только бьет из стены маленьким фонтанчиком струйка воды Кастальского источника. В древности здесь была первая остановка паломников в храм Аполлона, где они должны были вымыть волосы, а отягощенные убийством – омыть все тело.
Форма публикацииВпрочем, никакая «засекреченность» Кастальского источника не может скрыть его уникальную энергию. Она буквально пронизывает каждого, находящегося здесь.

 

Храм Аполлона располагался на высоте около 700 метров на склоне Парнаса. Скальные откосы с тыльной стороны комплекса удивительно напоминают магические зеркала. Впереди обрыв, а вдалеке виднеется морской залив. Сегодня сохранились только фундамент и несколько колонн. В древности на фронтоне были начертаны изречения семи мудрецов: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры» и загадочное изображение буквы «Е».

 

Деревянное изображение буквы было приношением семи мудрецов, потом его заменили на золотое. О ее значении спорят до сих пор. Немного ниже храма расположен Омфалос, обозначающий центр Земли. В реальности – центр древнегреческой Ойкумены.

 

В самом начале традиции прорицания давались только раз в году, в день рождения Аполлона. Считалось, что именно в этот день он возвращался от гипербореев. Но число желающих росло, а это обычно были цари, люди не бедные. И с VI в. до н.э. прорицания стали проводить по седьмым числам каждого месяца, за исключением трех зимних, когда Аполлон улетал в Гиперборею. Храм богател, прорицание стоило очень дорого, и со временем их стали уже проводить ежедневно, кроме нечистых дней.

 

Плутарх пишет, что однажды жрецы заставили пифию работать в такой нечистый день. Он сам видел, как она против желания спустилась в адитон, внезапно пронзительно закричала и, кинувшись к выходу, упала без сознания, а через несколько дней умерла.

 

Кроме того, пифия обычно отказывалась прорицать оскверненному человеку, преступнику.

 

Перед пророчеством пифия, жрец и клиент очищались. Для этого они шли по тропе вдоль скалы до Кастальского источника, где и происходило омовение. Вернувшись в храм, пифия, облачившись в золототканую одежду и распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей и спускалась в адитон.

 

После получения вопроса от клиента пифия готовилась к ритуалу предсказания: жевала листья священного лавра, пила воду из священного источника, затем садилась на золотой треножник, помещенный над расщелиной, и вдыхала испарения. При этом пифия часто впадала в экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковывали жрецы храма. Ответ обычно облекали в поэтическую, иносказательную форму.

 

До наших дней дошло много примеров пророчеств Дельфийского оракула. Из наиболее важных можно отметить предсказание победы Афин над персами в битве при Марафоне. Пророчество о приходе Иисуса Христа. Известно, что оракул предсказал царю Эдипу убийство отца и женитьбу на матери.

 

Показательная история о пророчестве связана со знаменитым царем Лидии Крезом (595-546 гг. до н.э.). Даже до наших дней дожила поговорка – богат как Крез. И действительно, он стал фантастически богатым благодаря завоевательным походам. Но жадность, как известно, не знает пределов, и Крез решил покорить Персию.

 

Перед началом войны он отправился в Дельфы с богатыми дарами. Его вопрос звучал примерно так: «Что будет, если я пойду войной на персов?» Ответ пифии жрецы истолковали следующим образом: «Если Крез пойдёт войной на Кира (тогдашний царь Персии), он сокрушит великое царство».

 

Крез обрадовался, решив, что ему предрекают успех. Пророчество действительно сбылось. Погибло большое царство, но только не Персия, а Лидия. После разгрома армии Креза оно стало частью Персии.

 

Кир сохранил жизнь Крезу, даже позволил послать послов в Дельфы. Те возложили на алтарь храма царские оковы и спросили: «Является ли у греческих богов обычным делом обманывать тех, кто приходит к ним за советом?» Ему ответили примерно в том духе, что сам виноват, так как не уточнил, о каком царстве шла речь в прорицании. Как сказали бы сегодня: каков вопрос – таков и ответ.

 

Древняя традиция прорицания сохраняется в отдельных уголках Земли и в наши дни. Уникальный опыт традиции, его изучение дают возможность дальнейшего развития этой удивительной технологии, а главное – адаптации ее к реалиям современности.
Учасник

Автор: IRBIS

Любознательна и любопытна, иногда чересчур...

Что вы об этом думаете?

Добавить комментарий